Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Categories:

Почти детективная история

Началось всё с того, что мне попалась интереснейшая статья с рассказом жительницы «Соляного дома» - дом 1/2 на углу нынешней Солянки и улицы Забелина.
Об этом доме написано и без меня очень много (по этой же причине и все фото будут тут из открытых источников в интернете), но совсем обойти тему не могу, замолвлю пару слов. В XVII веке тут был построен огромный «Соляной рыбный двор». В 1913 году двор был полностью разобран до фундаментов, и на месте бывших Соляных рядов возвели многоэтажные доходные дома для Московского купеческого общества в стиле неоклассицизма.



«В наследство» дому достались громадные подвалы – сами по себе интереснейший объект. Подвалы имеют высоту 5 м, двухуровневую, а местами трехуровневую структуру. В подземной части здания имеются дороги, где могут свободно разъезжаться встречные автомобили. Некоторое время здесь размещались подземные гаражи и мастерские для нужд МВД. Однако из-за повышенной сырости, подземелья были со временем брошены.


(Фото отсюда)

Дом был очень престижным. Кроме министерских (МПС), тут проживали люди творческих профессий, врачи и сотрудники НКВД. Для меня стало откровением то, что в таком доме не было отдельных квартир, все коммунальные, но некоторые семьи занимали по 2-3 комнаты. Многие жильцы держали домработниц.
Здесь вы можете прочитать интереснейший рассказ Татьяны Яковлевны Гроздовой о жизни в этом доме, проживавшей тут 90 лет с 1924 года! Представьте только, что можно было повидать за такую жизнь, пережив эпоху. (статья от 19.02.2019 г.)

Так вот, теперь к основной сюжетной линии.

Т.Я.Гроздова упомянула в рассказе, что в 3-ем подъезде жила балерина Ольга Лепешинская. Этот факт зацепил меня сначала, скажем так, по касательной. Но чем больше погружалась я в «расследование», тем больше меня захватывала история.

А дело было так.
На угловой башенке дома № 17 по Тверской улице (т.е. улице Горького, в котором когда-то и я сама жила) была воздвигнута статуя - огромная фигура балерины, которая в высоко поднятой руке держала серп и молот. Собственно, в честь каменной дамы здание и получила свое народное имя — «Дом под юбкой». А по столице тут же поползла язвительная эпиграмма:
Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтобы Александр Сергеич мог
Увидеть пару женских ног.
Москвичи имели в виду памятник Пушкину, стоявший в те времена в начале Тверского бульвара, т.е. в самом деле почти под юбкой. Считается, что ее лепили с примы Большого театра Ольги Лепешинской, и до сих пор во многих источниках это утверждается, как факт. Но это всего лишь легенда.
Эту историю в семье скульптора Георгия Мотовилова – автора скульптуры – опровергают. Георгий Мотовилов действительно слепил несколько скульптур танцовщиц, но было это уже в конце 1950-х и позировала для них вовсе не Лепешинская.
Как рассказывает внучка скульптора, это была далеко не единственная скульптура, установленная на крыше дома на Тверской. В оригинале по всей его длине были расположены сразу несколько фигур работы разных авторов. Эта, угловая, была самой заметной. Правда, изображала она отнюдь не балерину.
Таким образом, стояла на башенке не балерина.



Чем-то она мне колхозницу Мухиной напоминает. А вам не показалось?
Далеко за порог эпохи Сталина каменной даме переступить не удалось: статую спешно демонтировали. Формальным поводом послужило то, что на руке «дамы из балета» появилась трещина, и скульптура нуждалась в реставрации. Но было и неформальное объяснение. Говорят, что грациозная каменная девушка сильно раздражала тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву. Да и самого Хрущева тоже. Скорее всего, эта версия недалека от истины.

По интернету гуляют слухи о том, что Ольга Лепешинская жила в этом доме. В ЖЖ обнаружила пост, в котором автор не только утверждал, что балерина жила здесь, но и назвал дом до кучи домом Нирнзее. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
А я слышала в свое время иную версию о том, что в этом доме жила сестра Лепешинской. Долго искала, однако обнаружить у Лепешинской сестру мне тоже не удалось, не было у нее сестры.
О том, что сама Ольга Васильевна жила на Тверской 17, фактов тоже найти не удалось, только перепечатки домыслов.


(Фото отсюда)

А как же «Соляной дом»?

А в доме на Солянке Ольга (г.р.1916 - ум.в 2008) жила еще с родителями.
Лепешинские – потомственные дворяне. Отец – Василий Васильевич талантливый инженер, строивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, оказался востребованным новой властью, как крупный специалист в области проектирования и строительства мостов. И в доме на Солянке семья поселилась от Наркомата путей сообщения.


(Фото отсюда)

Дед Ольги Василий Павлович в царские времена был активным участником революционного движения, участвовал в «Народной воле», а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Ее двоюродный дядя Пантелеймон Николаевич и его жена Ольга Борисовна Лепешинские тоже были революционерами, отбывали ссылку вместе с В.И.Лениным. Они и после 1917 года поддерживали с ним дружеские отношения. Пантелеймон Николаевич профессиональный революционер, партийный деятель, литератор, до конца жизни был членом коллегии Наркомата просвещения, и, как гласит википедия, «муж биолога, академика О. Б. Лепешинской».
Родился в 1868 году в деревне Студенец Климовичского уезда Могилевской губернии в семье сельского священника. Его родители были самыми образованными людьми в селе. В семье Лепешинских было 18(!) детей, старший из них - Пантелеймон.
В 1877 году Пантелеймон Лепешинский поступил в Могилевскую классическую гимназию. После ее окончания стал студентом физико-математического факультета Петербургского университета, из которого был исключен за участие в революционных выступлениях.
В 1927—1930 годах — директор Исторического музея. В 1935—1936 годах — директор Музея Революции.

Ольга Борисовна Лепешинская стала крупным биологом, профессором, ее работы были отмечены Государственной премией СССР. Жила эта семья на улице Серафимовича в «Доме на набережной». Семейству Лепешинских, старых и заслуженных членов партии, были отведены две соседствующие квартиры: одна - для жилья, другая - для научной лаборатории.
Ольга Борисовна оказалась тоже личностью весьма занятной.
Родилась 6 августа 1871 года в Перми в богатой буржуазной семье. Кроме Ольги, в семье было еще пятеро детей. Отец Ольги умер через три года после ее рождения. Мать Елизавета Федоровна Даммер (по мужу Протопопова) владела шахтами, пароходами и доходными домами и была энергичной, властной женщиной. После ссоры с матерью Ольга Борисовна лишилась наследства. В 1890-х гг. Ольга Борисовна получила начальное медицинское образование на фельдшерских курсах в Санкт-Петербурге. Активная участница Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
В 1903 году Ольга Борисовна помогла организовать побег мужа из ссылки, после чего чета Лепешинских находилась в эмиграции в Швейцарии. Там О.Б. Лепешинская училась на медицинском факультете в Лозанне. После возвращения в Россию окончила медицинский факультет Императорского Московского университета. За свою научную деятельность была удостоена ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, Сталинской премии.
Однако к её достижениям и сейчас относятся весьма скептически, и её вклад в науку весьма сомнителен.

Рапопорт И.А., Недолгая жизнь «живого вещества, в Сб.: Своевременные мысли или пророки в своем Отечестве»:
«В научные исследования была вовлечена вся семья Ольги Борисовны - её дочь Ольга и зять Володя Крюков, даже 10-12-летняя внучка Света. Не примкнул к ним только Пантелеймон Николаевич. Более того, он не скрывал своего скептического и даже иронического отношения к научным увлечениям своей боевой супруги. Однажды мы случайно встретились в вагоне дачного поезда, и Ольга Борисовна со свойственной ей экспрессией всю дорогу посвящала меня в курс своих научных достижений. Пантелеймон Николаевич равнодушно слушал всё это, и никаких эмоций на его добром, интеллигентном лице с небольшой седой бородкой не было заметно. Только вдруг, обращаясь ко мне, он произнёс тихим, мягким голосом: «Вы её не слушайте: она в науке ничего не смыслит и говорит сплошные глупости».
«Это позорная страница в истории советской науки и вообще советской общественной жизни. Позор тем деятелям, которые дали безграничный простор её честолюбию, организовали спектакль с её посвящением в гении, сделали всеобщим посмешищем старого человека, заслуженного деятеля Коммунистической партии, выставив его на позор и поругание вместе с советской наукой. Деятели эти не только не понесли никакого наказания, но благополучно почивали на лаврах из шутовского венка О.Б. Лепешинской. А её «учение» было бесшумно спущено в небытие».
В обсуждении к статье о ней в википедии один из комментаторов пишет:
Лепешинская – фельдшер, не понимающий, что она видит под микроскопом, неожиданно для всех получившая возможность высказаться.
Умерла Ольга Борисовна от пневмонии на 92-ом году жизни. В том же «Доме на набережной» остались жить её потомки.

Однако мы уже забыли, что «расследование» начиналось с Ольги Васильевны Лепешинской. И других родственников, кроме выше названных, в Москве у нее не было.
Ольгу Васильевну называли любимицей Сталина, его любовницей, поговаривали, что освобождение своего репрессированного второго мужа она выпросила у Берии, став его любовницей. Да и много всякого болтали.
А как же презумпция невиновности? Свечку-то никто не держал. Впрочем, вокруг личностей такого уровня всегда есть сплетники и завистники.
Все эти слухи никак не умаляют ее заслуг и достижений. Прима-балерина Большого театра; народная артистка СССР (1951), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950), 8 орденов, 7 медалей.
Завершив карьеру балерины в 1963 году, занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине, Дрездене, Штутгарте, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио, Лондона, Осло и других городах.
Высший орден Филиппин
Ордена и медали Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии и Египта
Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947)
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)
Большой янтарный крест Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства — за талант, труд, честь и постоянство
Почётная медаль шведской балерины Карины Арии
Почётный гражданин Западного и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма
Академик Международной академии творчества
Действительный член четырёх иностранных академий
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970)
Доктор гуманитарных наук Филиппин (1974).



Сама Ольга Васильевна говорила о себе: «Танцую - значит люблю...»



Умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. В какой квартире? В околоофициальных источниках указывается адрес: 1-я Тверская-Ямская улица, д. 36, стр. 1.
А тут начинается настоящий детектив. Её смерть вызвала у людей, близких к балерине, множество вопросов, и смерть была странная, и внезапно объявившийся незадолго до этого наследник, какой-то очень далекий родственник, неизвестно откуда взявшийся и более, чем странный - Вячеслав Борульник - грузинский бизнесмен. Работал в КГБ, затем в Правительстве Москвы помощником вице-мэра Иосифа Орджоникидзе.
«…завербовать друзей Ольги Васильевны Борульнику так и не удалось. Возможно, причина в том, что он оказался далек от этого мира. Стиль общения панибратский, то и дело крепкий матерок... И с таким «багажом» - в общество, где супруги друг друга по имени-отчеству называют.
- Он мог ввалиться к Ольге Васильевне и, увидев за столом заслуженную артистку, игнорируя саму Лепешинскую, заорать: «Охренеть можно, кого я вижу в своем доме!» - возмущенно рассказывала Нина Гусенкова».
Статья в «Комсомольской правде» довольно подробно описывает те события. Мерзкая и грязная история, надо сказать. С наследством была шумная и гадкая история. Вот лишь эпизод из нее:
«Вещи и мебель Лепешинской в два приема были вынесены на помойку: кресло, в котором она провела почти все последние годы, кровать и сервант красного дерева, торшер, чемоданы с вещами... Соседи говорят, там много чего было, даже французские духи с любимым запахом Ольги Васильевны. Не было только документов и того, что можно выгодно продать.
Документы - письма, фото, награды, то есть самую заметную и доказуемую, не считая квартиры, часть наследства, - Вячеслав Борульник через три месяца после смерти балерины, в разгар скандалов в СМИ, передал-таки Государственному центральному театральному музею имени Бахрушина. Кроме орденов, музею досталось несколько личных вещей балерины - пальто, чашка, пудреница, сувенирные спички, мини-дневник, пуанты, сумочки, бижутерия... А вот из драгоценной коллекции картин в музей попала только одна - эскиз к картине Айвазовского «Радуга», но и тот оказался поддельным».
---
Мое «расследование» на этом и завершилось бы, если бы не статья в АиФ, где Ольга Лепешинская называется в числе жильцов дома № 7 в Брюсовом переулке, что подтверждает и википедия.
Здание построено для работников Государственного академического Большого театра в 1935 году по проекту знаменитого столичного архитектора Алексея Щусева.


(Фото отсюда)

Итак, первым московским адресом Ольги Васильевны Лепешинской была улица Солянка, Брюсов переулок и Тверская-36 тоже, судя по всему, имели место в ее биографии. А дома 17 по Тверской в ее жизни не было.
Вот так начнешь изучать фамильные портреты зацепит фраза, начнешь распутывать клубок и можно вместе с участниками событий прожить две, а то и три эпохи.


* При написании поста использованы материалы:

https://cozymoscow.me/ludi/dom-v-kotorom-ya-zhivu-solyanoj-dom.html
https://samnamos.livejournal.com/53147.html
https://iz.ru/700248/evgeniia-priemskaia/sudba-baleriny
https://www.gdeetotdom.ru/articles/1910133-2013-01-22-tverskaya-mozhno-li-domu-zaglyanut-pod-yubku-ili-kuda-ischezla/
https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/24877/
https://www.nikava.ru/article/stranici-istorii/olga-borisovna-i-panteleimon-nikolaevic-lepesinskie
https://vikent.ru/enc/3059/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
http://www.privatelife.ru/2006/gd06/n8/03.html
https://www.kp.ru/daily/24235/435601/
https://aif.ru/realty/city/stanciya_teatralnaya_6_domov_moskovskih_artistov
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA
https://flb.ru/info/45993.html

            
               
Tags: Ивановская горка, Искусство, Люди, Москва, Москвичи, Музыка, Судьба, Тверская, Творчество, Театр
Subscribe

  • Напоследок

    DSC03047.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

  • Весеннее ассорти

    Медитативное погружение. Ушла в себя : DSC02759.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU DSC02764.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU…

  • 3 апреля

    IMG_20210403_181236.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU IMG_20210403_185221.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU Телефонофото.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments

  • Напоследок

    DSC03047.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

  • Весеннее ассорти

    Медитативное погружение. Ушла в себя : DSC02759.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU DSC02764.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU…

  • 3 апреля

    IMG_20210403_181236.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU IMG_20210403_185221.1.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU Телефонофото.