Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Мещёра. Часть 3. Узкоколейка

Рассказ о бывшей когда-то в здешних краях узкоколейной железной дороге и торфоразработках.
Узкоколейка - это тот объект, который в этих местах больше всего привлекает внимание «диких» туристов, и всех, ищущих чего-то необычненького и «вкусненького».
А история её в самом деле достойна памяти.

Тут когда-то проходила узкоколейка:


DSC07438.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



DSC07447.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Узкоколейная железная дорога в Орехово-Зуево составляла с Шатурой единую «Шатурско-Ореховскую сеть узкоколейных железных дорог». Она была одной из самых длинных как в России, так и в мире торфовозных узкоколейных железных дорог. Началась её история в 1912 году.
Имя города Шатура было знакомо почти каждому гражданину СССР, учившемуся в школе. Учебники истории упоминали его как место, где по плану ГОЭЛРО была построена первая советская электростанция, работающая на торфе.
Строительство Шатурской ГРЭС началось в 1918 году. Первые линии узкоколейной железной дороги были проложены от неё к Шатурским торфомассивам (расположены к югу от станции Шатура на ширококолейной железнодорожной магистрали), и к Петровско-Кобелевским торфомассивам (находятся севернее, у посёлка Керва). Торфоразработки очень быстро получили невиданный до того момента масштаб. Появилось 22 «номерных» посёлка торфодобытчиков.
Условия труда и быта торфяных рабочих были крайне тяжёлыми. Работали там в основном женщины, которых называли «торфушками». Освоение шатурских болот в 1920—1930-х годах является одной из мрачных страниц нашей истории.

Памятник женщине-торфянице в Шатурторфе:

    
     (Фото отсюда)

Вот что рассказал житель 18-го поселка Александр Сергеевич Смагин:
«Поселок был большой. Стояли временные (щитовые) бараки для сезонных работниц и 55 рубленных домов. Образован поселок примерно в 1922 году. На поселке были баня, амбулатория, столовая. Были «кубовые избы», то есть дома, в которых стояли большие емкости с кипяченой водой. В этих избах можно было взять воды, пищу в какую-то посуду и отнести к себе в комнату в барак. Это делалось для того, чтобы избежать пожаров, людям тесно в бараке, печь одна. Работа торфяниц была очень тяжелой. Копали канавы для осушения, нарезали торф. Было много машин для резки торфа, но в основном работа была ручной. Сушили торф, ворошили. На тачках погрузки работали в основном одни женщины. Накладывали в корзины, плетеные из ивняка, по специальной лестнице-трапу тащили эти корзины и ссыпали в вагон. Некоторые сезонные работницы оставались и на зиму. Они собирали по полям пни, которые потом развозились на отопление. Заработная плата была высокая приблизительно 1000 рублей. У торфяниц был еще и моральный стимул – выдавали так называемую «мануфактуру» – отрезы ткани, часы, купить в магазине которые было невозможно».
14-й поселок, по его воспоминаниям, строили заключённые, после сильного пожара 1932 года. Здесь проходила магистральная узкоколейка.
Некоторые старожилы вспоминают, что дома ставили, буквально плавая на лодках. Кругом болото.


DSC07436.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC07439.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC07443.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Сеть узкоколейных железных дорог росла быстро. Одно за другим появлялись новые торфопредприятия. Была построена линия Шатура — Егорьевск через посёлок торфопредприятия фабрики «Вождь Пролетариата» (ныне Верейка). Помимо Шатурской ГРЭС, торфяное топливо стало поступать на предприятия текстильной промышленности. Затем появилось соединение с орехово-зуевской сетью (участок Дóлгуша — Белавино). В районе города Рошаль было создано крупное Бакшеевское торфопредприятие. Административно линии были объединены в Шатурское Транспортное Управление.
Общая протяженность линий достигала 300 км, с учетом же временных «усов» на болотах и больше.

         

После удушливого лета 1972 года добыча торфа на некоторых участках уже не возродилась. Многие торфомассивы были признаны неперспективными. Закрылись Пустошинское и Осаново-Дубовое торфопредприятия, исчезли ведущие к ним линии. Были ликвидированы многие «номерные» посёлки на Шатурских торфомассивах. Была разобрана почти вся линия Шатура — Егорьевск.


DSC07441.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Шутники:


DSC07444.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В 1980-х годах было принято решение о поэтапном переводе Шатурской ГРЭС с торфяного на газовое топливо. Объём добычи топливного торфа в Шатурском районе должен был значительно уменьшиться. С того времени, торф стали массово перегружать на широкую колею. Его потребителями становились предприятия химической промышленности и сельского хозяйства. Большинство торфовозных составов следовало уже не на ГРЭС (станция Чёрное Озеро), а в Орехово-Зуево, на станцию Торфяная (через Долгушу — Власово).
В связи с исчерпанием торфяных залежей добыча торфа на Шатурских торфомассивах (к югу от города Шатура) была прекращена. Большинство из расположенных на нём «номерных» посёлков к тому времени исчезло. Последний участок торфодобычи, находившийся у 21 посёлка, закрыт в 1985 году. На месте торфоразработок начали массово создаваться садовые участки жителей Москвы и городов Московской области.
10 апреля 1994 года стал одним из самых «чёрных дней» для ШТУ. В этот день было объявлено об остановке движения и прекращении работы узкоколейной железной дороги.

1997 год. Запоздалое понимание всего трагизма принятия неправильного решения не заставило себя ждать. Практика показала, что полный перевод Шатурской электростанции на газ был ошибкой. Началась работа по восстановлению путей на линии от Чёрного Озера до Баккшеево. Вскоре с торфомассива у Островов вновь пошли составы с торфом для «Шатурки».

С той поры удерживается относительная стабильность. После бешеного «погрома» 1990-х годов, когда подвижной состав – десятки тепловозов, сотни вагонов, резали автогеном прямо на местах – в депо, на станциях, прямо на линии, рельсы (тоже ведь металл!) вырывались при помощи трактора, осталось 54 километра магистрали Чёрное Озеро — Острова.

2002 год. Год техногенной и экологической катастрофы. Начавшиеся летом и продолжающиеся на торфяниках пожары стали значительным бедствием для края. Пострадала от огня узкоколейная железная дорога, вся торфодобывающая отрасль понесла значительные убытки. Прекратил работу и был закрыт пункт перегрузки торфа, расположенный недалеко от Нефтебазы. Пути узкоколейки к перегрузу были демонтированы. Участки путей, повреждённые пожарами быстро восстановили.
Прекратилась поставки торфа в столицу. Нарушение технологии переработки торфа в органическое удобрение привели к тому, что он начинал тлеть на газонах, воспламеняясь даже от огонька плохо затушенной сигареты.

С 2006 года узкоколейная железная дорога стала «полигоном» для деятельности юных любителей железных дорог из так называемой «инициативной группы по восстановлению ШУЖД». Эта деятельность не принесла никаких положительных результатов, за исключением того, что узкоколейная железная дорога на протяжении некоторого времени часто упоминалась в средствах массовой информации.
В течение 2009 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

После ужасающих пожаров, произошедших в 2010 г., в том числе и из-за десятилетий полного игнорирования проблем заброшенных торфяников, было принято радикальное решение — обводнить. Тушение торфяных пожаров крайне затруднительно. Торф может гореть на глубине, и нередки случаи, когда пожарная техника проваливалась. Глубина горения под землёй зависит от уровня грунтовых вод — чем выше уровень, тем выше горение. В мае 2011 глава Федерального агентства лесного хозяйства В. Масляков высказал мнение, что сильнейшие пожары на больших площадях могут объясняться преступным умыслом: «Есть серьёзные подозрения, что поджоги делались преднамеренно. Особенно весной, когда огонь проходящий, низовой. При этом дерево сильно не повреждается, но пожар может быть причиной назначения санитарных рубок. Такие поджоги совершаются в основном там, где есть качественный древостой, и у дорог, чтобы было меньше хлопот с вывозом [леса].»

По данным главы Департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского на 9 августа 2010, смертность в Москве достигла уровня примерно 700 человек в день, тогда как в обычные дни она составляет 360—380 человек в день. Вызовы «скорой помощи» увеличились до 10 тысяч в день (в обычные дни — 7,5—8 тысяч). Общее число госпитализаций увеличилось на 10 %, госпитализаций детей — на 17 %. Основные поводы обращений — сердечно-сосудистые патологии, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, проблемы с лёгкими. При этом число инсультов выросло незначительно, а число инфарктов сократилось. В больницах были запрещены плановые хирургические операции, и производились только экстренные. По сведениям первого заместителя мэра Владимира Ресина, в больницах введён круглосуточный режим работы без выходных дней. Число обращений к врачам увеличилось на 20 %. Министерство здравоохранения и социального развития было вынуждено признать, что с января по сентябрь 2010 года в России умерло значительно больше людей, чем за этот же период в предыдущие годы, и что виной тому аномальная жара. По официальным данным Правительства, за июль—август 2010 года смертность по стране от аномальной жары составила 55 800 человек, что почти в 4 раза больше, чем за 10 лет войны в Афганистане.
Общая площадь торфяников в Подмосковье 254,5 тыс. га. Обводнению подверглась территория общей площадью 74 тыс. га. 70% обводнённой территории — это заброшенные торфоразработки, а 30% приходится на торфяники, примыкающие непосредственно к жилой зоне (дачи, деревни и тд.). В отдельных местах, резко вырос уровень грунтовых вод, что вызвало подтопление дачных товариществ.

По обе стороны бывшей узкоколейки непрерывная череда озёр, проток, ручейков:


DSC07433.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC07450.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Сюда приезжают рыбаки, здесь охотятся на уток:


DSC07451.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

На обратном пути я встретила этих рыбаков у другого озера. Разговорились, спрашивают:
- А Вы бывали тут в августе, когда официально открывают охоту?
- Наверное, очень и очень давно. Я редко ходила в эту сторону так далеко, чаще весной и осенью.
- Тут всё усеяно рыбаками и охотниками. Бывали и драки за место. Мы ушли оттуда, где Вы фотографировали, там другие рыбаки ставили сети, ушли, чтобы не связываться.
- А тут ещё и сети ставят?
- Да. Очень много брошенных, некоторые озёра сплошь в сетях. Иногда плывёшь в лодке, и то и дело натыкаешься на сети. Мы вытаскиваем заброшенные. Бывает, тянешь сеть, а в ней полусгнившая рыба, тушки полусгнивших уток попадаются часто. Они ныряют, запутываются в сетях, и гибнут.
Тут же показали мне видео в телефоне, как тянут сеть, а там останки, напоминающие утку. Жаль, не попросила переслать мне это видео.
- Мы однажды рыбачили, встали около островка, а на соседнем острове кто-то из охотников засел. Как дал по нам из двустволки дуплетом, мы только головы нагнуть успели. Прямо над головой все ветки посекло дробью.
Вот такая суровая жизнь тут.
Говорят, и рыбнадзор здесь существует, и работает, но, видимо, их силёнок не хватает.
А сети, к слову, синтетические, разложатся лет через тысячу.


DSC07428.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC07431.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Тут паровозики, пока ещё живы были:



Любители «заброшенки» и старой техники, связанной с историей торфоразработок, могут насладиться зрелищем тут:  https://fishki.net/2887562-jetot-udivitelynyj-mir-torforazrabotok.html?sign=410100020070681%2C914864299580157


* Часть 1: https://danatapochkina.livejournal.com/221373.html
  Часть 2: https://danatapochkina.livejournal.com/221440.html


** При написании поста использованиы материалы:

http://infojd.ru/21/chatura_ist.html

http://inshatura.ru/novosti/kultura/posvyashchaetsya-100-letiyu-s-nachala-torforazrabotok-v-shaturskom-rayone

https://markovcy.ru/kak-radikalno-reshili-problemu-torfyanyh-pozharov-v-podmoskove/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_2010_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83#%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB_%D1%81_%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2

                               
Tags: Весна, Люди, Мещёра, Моя страна, Памятники истории, Подмосковье, Природа, Техника
Subscribe

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Почти детективная история

    Началось всё с того, что мне попалась интереснейшая статья с рассказом жительницы «Соляного дома» - дом 1/2 на углу нынешней Солянки и…

  • Вечерний город

    Сейчас скажу совершеннейшую банальность. Мой город многолик! Нет, он не просто многолик, у него многие тысячи лиц. Алчущим разнообразия впечатлений…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Почти детективная история

    Началось всё с того, что мне попалась интереснейшая статья с рассказом жительницы «Соляного дома» - дом 1/2 на углу нынешней Солянки и…

  • Вечерний город

    Сейчас скажу совершеннейшую банальность. Мой город многолик! Нет, он не просто многолик, у него многие тысячи лиц. Алчущим разнообразия впечатлений…