Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Categories:

Крым. Часть 6. Воронцовский дворец

Долго думала, а надо ли мне вообще писать о ялтинских дворцах. В конце концов решила, что по крайней мере для себя надо оставить галочку «Тут был Вася Я тут была».
Воронцовский дворец впечатлил. Известно, что в реальности все выглядит все не так, как на любом фото или видео, ты находишься не «снаружи», а «внутри» декораций, и восприятие мира меняется.

Я, как истинная перфекционистка, никогда не понимала что за зверь такой «Большая Ялта» - беспорядок какой-то. В моем представлении географически это нечто сродни противоестественному новообразованию вроде Балашихи, состоящему из разрозненных населенных пунктов. Так вот, строго говоря, Воронцовский дворец это не Ялта, это Алупка.

Генерал Михаил Семенович Воронцов – герой Отечественной войны, - будучи губернатором, оставил о себе память в Крыму не только в виде удивительного дворца, но и в виде шоссе вдоль южного побережья и бурного развития Крыма.
Дворец Воронцов строил 20 лет, а парк создавался 25 лет. Обширный и красивейший парк был создан видным садоводом-ботаником Карлом Кебахом, ландшафтным дизайнером того времени с оригинальными взглядами на свою профессию.
Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, построивший уже дворец для графа в Одессе и любитель неоклассического стиля английский архитектор и инженер Томас Харрисон.
После смерти в 1829 году Томаса Хариссона в 1831 году граф Воронцов неожиданно распоряжается остановить строительство дворца и кардинально изменить стиль неоклассический стиль дворца. Граф приглашает одного из талантливейшего архитектора того времени — Эдварда Блора (Букингемский дворец, шотландский замок Вальтера Скотта, реконструкция лондонских дворцов).

По задумке архитектора дворец строится в стиле английской готики.


DSC06630.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06646.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06626.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC07679.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06580.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06579.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06593.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Материал из которого состоит большая часть дворца называется диабаз или как принято его называть сейчас – долерит. Он очень твердый и долговечный камень, который практически не разрушается от воздействия природы или при использовании человеком. Его особенность состоит и в том, что обрабатывать такой твердый материал можно только с помощью алмаза, поэтому строительство стоило очень дорого, но тут владелец сэкономил на рабочих. Ведь Воронцовский дворец строили крепостные крестьяне, а им платить нужды не было. Под началом графа трудилось более 60000 крепостных. Плиты фундамента залиты свинцом – это повышает сейсмоустойчивость.
В земляных работах на генеральской даче принимал участие в стройке века даже саперный батальон, солдаты которого трудились на сооружении террас с южной стороны фасада.
При этом архитектор Блор ни разу не побывал на строительной площадке. Все представление о рельефе местности он получил с многочисленных рисунков и гравюр. Он вообще не выезжал из Англии.


DSC06585.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06592.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06594.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06595.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06607.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06610.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06613.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Крым чуть не потерял это удивительное строение во время ВОВ, первый раз перед самым приходом немецких захватчиков, когда надежды не оставалось, от главнокомандующего поступил приказ уничтожить дворец, дабы тот не стал добычей фашистов.

И второй – перед отступлением немецких войск, на этот раз уже сами оккупанты «на прощание» планировали поднять в воздух весь дворец.
Сохранению этого уникального архитектурного комплекса мы обязаны старшему научному сотруднику музея Степану Щеколдину, который не дал исполнить приказ, продолжал служить в музее при захвате фашистами, сохраняя ценные экспонаты в потайной «железной комнате».
В результате получил 10 лет лагерей за «службу» немцам.

В парке Воронцовского дворца есть особая система озер и водопадов, которая долгие годы создавалась искусственным путем. На территории три озера, самое большое называют Лебединым.
Для украшения дна Лебединого  озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.

В 1837 году, во время поездки по югу России, в Алупке останавливались Николай I, Александра Фёдоровна и их старшая дочь княжна Мария. Во время импровизированного спектакля, который устраивали в честь гостей, графиня Воронцова, играя на фортепиано, заменяла оркестр.


DSC06598.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06599.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06600.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06601.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06602.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06605.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Жена М.С.Воронцова - Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая, была дочерью польского магната и племянницы светлейшего князя Потемкина. «Ей было уже за тридцать лет, – рассказывал пушкинский современник Ф. Ф. Вигель, хорошо знавший семью Воронцовых, – а она имела все право казаться молоденькой… В ней не было того, что называют красотою, но быстрый, нежный взгляд ее миленьких, небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, подобной которой я не видал, так и призывает поцелуи».
Отцом ее был великий коронный гетман граф Ксаверий Петрович Бранницкий, поляк, приверженец России, владелец крупного поместья Белая Церковь в Киевской губернии. Мать, Александра Васильевна, урожденная Энгельгардт, русская, была любимой племянницей Потемкина, в молодости слыла красавицей и несметно богатой наследницей. Она даже точно не могла указать размеры своего состояния и в разговоре небрежно бросала: «Кажется, у меня двадцать восемь миллионов рублей».
Между дочерью и матерью не было душевной близости. Воспитывали Елизавету в исключительной строгости, до двадцати семи лет прожила она в деревне и лишь в 1819 году впервые отправилась в свое первое путешествие за границу, во время которого познакомилась в Париже с графом Воронцовым и вышла за него замуж. Так что светский и любовный опыт был незнаком этой миловидной барышне. А мамаша не напрасно так долго держала дочь в девках, она поймала удачу для дочери. Выйдя в 1819 году замуж за графа Михаила Семеновича Воронцова, Елизавета Ксаверьевна сделала одну из самых блестящих партий по тогдашнему времени. Сын знаменитого екатерининского дипломата, участник Отечественной войны, своими привычками и вкусами напоминавший английского лорда, стройный и привлекательный, Воронцов командовал русским оккупационным корпусом, расположенным во Франции. С мая 1823 года он стал новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области.
С врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она был душою, молода и наружностью.Графиня многим кружила голову, и, похоже, ей это нравилось.Все это и исключительная женственность позволили ей вскружить голову императору Николаю, большому охотнику до женщин, но она «из гордости или из расчета посмела выскользнуть из рук царя», что обычно не удавалось неопытным придворным барышням, «и это необычное поведение доставило ей известность» в светских кругах.

          

В глазах друзей и знакомых (по крайней мере, по молодости, до вмешательства в их семейную жизнь Пушкина) Воронцовы выглядели любящей парой. «Вот чета редкая! – сообщал одному из своих корреспондентов А. Я. Булгаков. – Какая дружба, согласие и нежная любовь между мужем и женою! Это точно два ангела».
«Судьба Воронцовой в замужестве слегка напоминает судьбу Татьяны Лариной, но хрустальная чистота этого любимого создания пушкинской фантазии не досталась в удел графине», – считал известный пушкинист П. К. Губер.

Исследователи не случайно связывают имя графини Воронцовой с известной пушкинской героиней. Именно судьба Елизаветы Ксаверьевны вдохновила поэта на создание образа Татьяны Лариной. Еще до замужества она полюбила Александра Раевского, с которым состояла в дальнем родстве. Елизавета Браницкая, уже совсем не юная девица (ей было двадцать семь – на три года больше, чем Раевскому), написала Александру, окруженному ореолом героя Отечественной войны 1812 года, письмо-признание. Как и Евгений Онегин в пушкинском романе, холодный скептик отчитал влюбленную девушку. Ее выдали за Воронцова, и вся история, казалось, на этом и закончилась. Но когда Раевский увидел Елизавету Ксаверьевну блестящей светской дамой, женой известного генерала, принятой в лучших гостиных, его сердце загорелось от неизведанного чувства. Любовь эта, затянувшаяся на несколько лет, исковеркала его жизнь – так считали современники. Оставив службу в начале двадцатых годов XIX века, томимый скукой и бездельем, он приехал в Одессу, чтобы завоевать Воронцову.
В Одессе Воронцовы занимали великолепный дом и держали многочисленную прислугу. Приехав сюда в июле 1823 года, Пушкин был обласкан графом и зачислен на службу, приглашен бывать в его доме «запросто» и пользоваться богатейшей библиотекой. С графиней он познакомился, скорее всего, только осенью: какое-то время Елизавета Ксаверьевна, ожидавшая ребенка, не показывалась в обществе. В октябре у нее родился сын. А в декабре поэт обратил внимание на Воронцову, влюбился в нее и, если верить стихам, тогда же достиг взаимности. Елизавете Ксаверьевне был тридцать один год, Александру Сергеевичу, еще свободному от семейных уз и обязательств, – двадцать четыре…
«Интимные отношения между Пушкиным и Воронцовой если и существовали, то, конечно, были окружены глубочайшей тайной, – повествует П. Губер. – Даже Раевский, влюбленный в графиню и зорко следивший за нею, ничего не знал наверное и был вынужден ограничиваться смутными догадками. Он задумал устранить соперника, который начал казаться опасным, и для этого прибегнул к содействию мужа».

Для Пушкина страстное увлечение Воронцовой было лишено какого-либо расчета и обещало скорее гибель, чем счастье. Столкновение в Одессе с Раевским – с его изощренной хитростью, неожиданным коварством и даже с прямым предательством – стало одним из самых тяжелых разочарований в жизни поэта.

Видимо, именно Раевский «подстроил» в мае 1824 года унизительную для Пушкина командировку на борьбу с саранчой. Он же убедил Александра Сергеевича написать Воронцову резкое послание с просьбой об увольнении. Но Воронцов упредил его, отправив к канцлеру Нессельроде коварное письмо.
Кажется, ему изменила обычная аристократическая выдержанность: «...я повторяю мою просьбу – избавьте меня от Пушкина: это, может быть, превосходный малый и хороший поэт, но мне бы не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе...».
Результатом стало высочайшее повеление об отправке Пушкина в Псковскую губернию в имение родителей, под надзор местного начальства.
Графиня Воронцова  дарит ему талисман - сердоликовый перстень с загадочной древнееврейской надписью, вырезанной на камне. Он клянется не расставаться с ним никогда, и исполняет клятву. До самого конца дней своих не расстается Пушкин с перстнем. И на дуэль он отправляется с талисманом. С уже мертвой руки поэта его снимет Жуковский. Себе Элиза оставляет такой же перстень. Как она радовалась, когда ювелир принес ей два одинаковых камня с непонятной надписью, как старалась сохранить тайну, заказывая сделать из них два перстня! Это было тайное обручение, свидетельство того, что все это было не сновиденье, не обман:
Прощай, надежда; спи, желанье,
Храни меня, мой талисман!
Уже потом, в Михайловском, он будет получать письма, запечатанные таким же перстнем. Она уехала, что-то оборвалось навсегда. Свидятся ли?
В начале сентября 1825 г. сентября Пушкин получил от нее письмо, украшенное вензелем и печатью, с просьбой-мольбой уничтожить письмо. Никому не обмолвился Пушкин о содержании письма. Получал и другие и всегда запирался в своей комнате, долго читал их, а затем сжигал. Только в стихах проговорился, в октябре записал стихотворение «Младенцу». Все перечеркнутое, переделанное, оно было прочтено уже много позже:
Прощай, дитя, моей любви
Я не скажу тебе причины.
А дитя появилось ровно через 9 месяцев после жаркого июля, 3 апреля 1825 года. У Элизы родилась дочка Софья, отличавшаяся от всех остальных светлокожих и светловолосых членов семьи Воронцовых своей смуглостью и живостью натуры. Для тех, кто догадывался о романе, наверное, не была загадкой ее милая смуглость. Поэт же, получив это письмо в октябре, не скажет об этом ни слова. Лишь в стихах...
Фамильная галерея Алупкинского (Воронцовского) дворца по сей день хранит портрет юной графини Софьи Михайловны ВОРОНЦОВОЙ - предполагаемой дочери Пушкина.
«Роман А. Н. Раевского с Елизаветой Ксаверьевной имел после высылки Пушкина довольно длинное продолжение, – продолжает П. Губер. – Во второй половине 1824 года Раевский был еще близок к графине, и близость эта, по крайней мере, одно время, имела весьма интимный характер. Но затем Воронцова удалила его от себя».
Рассказывают, что в 1828 году он с хлыстом в руках остановил на улице экипаж графини и крикнул ей: «Заботьтесь хорошенько о наших детях» или – по другой версии – «о нашей дочери».
Скандал получился невероятный. Воронцов снова вышел из себя и под влиянием гнева решился на шаг совершенно неслыханный: он, генерал-губернатор Новороссии, в качестве частного лица подал одесскому полицеймейстеру жалобу на Раевского, не дающего прохода его жене.
Но Воронцов скоро опомнился. Сообразив, что официальная жалоба может сделать его только смешным, он поспешил прибегнуть к другому средству, уже употребленному с успехом против Пушкина. Мы не знаем, что именно доносил он в Петербург, но три недели спустя было получено высочайшее повеление о немедленной высылке Раевского в Полтаву, к отцу, «за разговоры против правительства и военных действий». Донос сделал свое дело.
Подтверждением достоверности этой истории может служить и письмо старика Раевского. Защищая сына от политических обвинений, он признавался:«Несчастная страсть моего сына к графине Воронцовой вовлекла его в поступки неблагоразумные, и он непростительно виноват перед графинею».

Ее женская судьба будто заставляла ее расплачиваться за несчастие любить. К 1828 году у Воронцовых уже умерли двое детей. Любимица отца Александра умрет в 1830 году девяти лет от роду. Останутся трое, дочь Софья, возможно, плод тайной любви, и два сына, Михаил и Семен. Князь периодически, чтобы отвлечь супругу, увозил ее в Англию, к своей сестре леди Пемброк.
Летом 1832 года Воронцова возвращалась из Англии в Одессу. По дороге она вновь остановилась на две недели в Петербурге. Именно тогда на каком-то из вечеров она вдруг увидела жену Пушкина. С трудом справившись с волнением («она не могла опомниться»), Элиза, пораженная расцветшей красотой Натали, сказала ей: «Никогда я бы не узнала Вас! Даю Вам слово, вы и на четверть не были так красивы, как теперь. Я бы затруднилась дать Вам сейчас более 25 лет. Вы показались мне тогда такой тщедушной, такой бледной, такой маленькой, но ведь вы удивительно выросли...»
Наверное, мысли о своем собственном возрасте мучают княгиню, ей уже сорок... Она все так же хороша, но Натали так свежа юной прелестью... Елизавета Ксаверьевна не отказала себе в удовольствии, а может быть, от растерянности, произнести сию похвалу, не лишенную яда, избраннице поэта. А он, будто чувствуя ее горькие сетования об увядании, в начале января 1833 года возвращается к недоработанному в 1830 году стихотворению об увядшей розе, впервые обозначая имя своей возлюбленной, которая когда-то отдала ему в дар, сняв со своего платья, розу.

И даже в 60 лет, по свидетельству Соллогуба, она могла кружить голову мужчинам: «Небольшого роста, с чертами несколько крупными и неправильными, княгиня Елизавета Ксаверьевна была тем не менее одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, и многие, многие другие, без памяти влюблялись в княгиню Воронцову».
Однажды, когда Воронцова в старости разбирала свою переписку, ей попалась связка писем Пушкина. Присутствовавший при этом домоправитель успел прочесть через ее плечо одну лишь французскую фразу: «Что делает ваш олух-муж?» Давно уж не было в живых ни Пушкина, ни мужа.…
«Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух, и притом подряд, так что когда кончались все тома, чтение возобновлялось с первого тома. Она сама была одарена тонким художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинской беседы. С ним соединялись для нее воспоминания молодости», - вот свидетельство и ее отношение к поэту.

Светлейший князь Воронцов был похоронен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы «в знак признания их заслуг перед Одессой, ввиду благочестивого образа жизни и многочисленных дел милосердия». Когда Елисавета Ксаверьевна скончалась, её тело было захоронено рядом с прахом мужа.
В 1936 году советская власть приняла решение об уничтожении собора и он был снесён. Перед взрывом останки четы Воронцовых были извлечены из саркофага рабочими в присутствии милиционеров. Гробы были разграблены, словно мародёрами — из гроба Е. К. Воронцовой были украдены украшения, которые были на покойнице и шитое золотом одеяние. В результате остались только скелеты, которые были перевезены на кладбище, расположенное в бедном районе Одессы — Красной Слободке. Там они были выброшены просто у кладбищенского забора. Только благодаря стараниями простых одесситов останки были подобающе захоронены на территории кладбища.
В 2005 году городские власти Одессы приняли решение о перезахоронении праха четы Воронцовых в нижнем храме возрожденного Спасо-Преображенского собора, в точности под тем местом, где саркофаг с прахом Воронцовых стоял в верхнем храме. Церемония перезахоронения состоялась 10 ноября 2005 года.

Площадь парка около 40 га. На его территории насчитывается около 200 видов, разновидностей и садовых форм экзотических деревьев и кустарников. Акклиматизировано множество растений стран Средиземноморья, Северной и Южной Америки, Восточной Азии.


DSC06616.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06620.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06624.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06648.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06657.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06661.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06663.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06665.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06668.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06670.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06674.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06677.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля  и Сталина. Дело в том, что лестница со стороны фасада, который обращен к морю, украшена скульптурами  стерегущих львов. Черчиллю, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» — такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил «Конечно же указательный». «Неправильно» — ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


DSC06621.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06625.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC06643.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



*Продолжение рассказа о крымских путешествиях следует.

** При написании использованы материалы:
https://vtopetop.ru/dizayn-i-arhitektura/vorontsovskij-dvorets.html
https://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post157214858
http://samivkrym.ru/otkuda-v-krymu-udivitelnyj-zamok-grafa-vorontsova.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
                                        
Tags: Дворец, Зима, Крым, Культурное наследие, Моя страна, Музей, Памятники истории, Парки, Путешествие, Ялта
Subscribe

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Сон разума порождает чудовищ

    Чтобы ребенок не капризничал и не бузил, надо переключить его внимание. Неважно какой, собственно, фигней он будет при этом занят. Так и головы людей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Сон разума порождает чудовищ

    Чтобы ребенок не капризничал и не бузил, надо переключить его внимание. Неважно какой, собственно, фигней он будет при этом занят. Так и головы людей…