Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Categories:

Дубна. Часть 3

«Радуга - к чистому небу». (Народная примета)

Музей Истории создания крылатых ракет.

«Тридцатка» — расхожее и устоявшееся наименование крупнейшего по населению района Дубны на левом берегу Волги. Когда сотрудники ОИЯИ прославляли Дубну в области физики, здесь, на левом берегу, ковался щит обороны нашей страны.

В Иваньково, на Северо-Восточном побережье Иваньковского водохранилища в тридцатые годы началось строительство Авиационного завода гидросамолётов. Главным конструктором был назначен В. Четвериков. Рассказывают, что инженеры решительно возражали против места выбранного под строительство — оно на 18 метров ниже уровня моря, которое буквально под боком, как следствие, высокий уровень грунтовых вод, трудно ставить фундаменты, но... сыграли свою роль соображения секретности: объект, расположенный в таком месте, легче контролировать. А профиль завода — гидросамолёты — был подсказан известным авиаконструктором А. Н. Туполевым, когда место строительства было уже утверждено.

Предыстория «Тридцатого» завода такова. В конце 1936 года в Савёлово (что неподалёку) на базе металлобытовых мастерских был создан Авиационный завод № 30, на котором началось серийное производство военных одномоторных самолётов Г.М.Бериева, главного конструктора Таганрогского авиационного завода. После назначения М. М. Кагановича наркомом авиационной промышленности в США (штат Калифорния) по лицензии было закуплено «Производство двухмоторного гидросамолёта комфортабельного пассажирского лайнера «Глен Мартин». В 1939 году станки и прочее цеховое оборудование были перевезены и установлены на строительстве Иваньковского завода, которому было присвоено название «Завод № 30».

Тридцаткой называли и продолжают называть до сих пор всё Левобережье, хотя сам завод, давший это неофициальное название, под номером 30 просуществовал всего лишь с 1939 по 1942 год.

Осенью 1941 года иваньковцы увидели зарево горящего Калинина (Тверь). После того, как пришёл приказ об эвакуации завода, была сформирована флотилия: пароход «Академик Бах» и две баржи, ведомые буксиром «Семён Будённый». На баржи погрузили оборудование и зенитные пулемётные установки, на пароходе поплыла документация, сотрудники заводоуправления, семьи. Было погружено и демонтированное оборудование гидроэлектростанции. 16 октября, в мокрый снег и сильный ветер, караван пустился вниз по Волге. В оставшихся цехах занимались ремонтом военной техники.
Несколько дней речной караван шёл без остановок — таков был приказ: опасались диверсий. К счастью, налётов авиации не было, однако лиха хватили немало. Быстро кончились сухие пайки. Негде было обогреться, негде помыться. Спали вповалку. Когда стало совсем невмоготу, с барж потребовали пристать к берегу. Руководство долго не решалось нарушить приказ. Тогда с баржи поверх буксира дали очередь из пулемёта. Это подействовало, и караван остановился. От усталости и истощения некоторые не могли без посторонней помощи сойти по трапу, кто-то свалился в ледяную воду. Наконец, весь берег зачернел людьми, запылали костры, народ стал приходить в себя...
Полная драматизма одиссея иваньковцев закончилась под городом Горьким: караван вмёрз в лёд, обозначив таким образом конец навигации. В это время началось контрнаступление наших войск под Москвой, и Тридцатому заводу приказано было вернуться. Добирались до Москвы месяца три; на какое-то время завод осел там. Там же, на московских заводах, осела и значительная часть увезённого из Иваньково оборудования. Весной основанный на новом месте завод (в районе Тушино), перестроившись, выпустил первый штурмовик Ил-2, а КБ Четверикова той же весной 1942 года вернулось в Иваньково, где, с большим трудом возобновило выпуск гидросамолётов. Номер завода изменился (и изменится ещё не раз), но Тридцатка так и осталась Тридцаткой.


1.DSC06622.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

После войны Завод № 30 меняет название: «Завод № 1 МАП» (Министерства авиационной промышленности), меняется и профиль его работы. Из Германии поступает оборудование двух заводов: опытного завода фирмы «Юнкерс» и завода менее известной у нас фирмы «Зибель». Рабочий персонал обоих заводов, вместе с семьями, прибывший вслед за оборудованием, был расселен в жилых домах завода № 1.
Персонал и оборудование опытного завода «Юнкерс» (г. Дессау) составили основу ОКБ-1. Главным конструктором ОКБ-2 был Бруно Вильгельмович Бааде, его заместителем — Г. Н. Обрубов. Основу другого конструкторского бюро, ОКБ-2, составили люди из г. Халле и вывезенное оттуда оборудование завода фирмы «Зибель». ОКБ-2 возглавил Хайнц Рёссинг, его заместителем был А. Я. Березняк.
Будучи депортированными лицами, немцы свободно гуляли по Иваньково, купались в Волге, ходили за покупками в Немецкий Магазин, их дети учились в Немецкой Школе, построенной в 1946 году.
В воспоминаниях современников остался конфликт между двумя работниками завода, немцем и русским. В результате неосторожно брошенной фразы «Русиш швайн» началась драка, и немец был убит. Убийство было непреднамеренным, суд определил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Другой конфликт, правда, не с народом, а с властью, закончился куда более благополучно. На немецком вечере, который проходил в здании нынешнего магазина «Грация», один из немцев, «набравшись», вскочил на стол, снял штаны и, наклонившись, повернулся к портрету Сталина, висевшему на стене, так, что его позу никак нельзя было принять за поклон или другой какой-нибудь знак уважения. После этого немец какое-то время провёл в тюрьме, а потом его выпустили, и он снова приступил к работе, как будто ничего и не было: всё тихо, мирно, без суда и следствия — как сказали бы сейчас, разобрались по понятиям.
В середине 1953 года под звуки духового оркестра немцев проводили в ГДР.

Немцы оставили память о себе, оказался востребованным и их опыт. Остались и рослые рыжеволосые мальчишки, матери которых не захотели (или, может быть, не смогли) поехать в Германию вместе с их отцами. Летом 1996 года группа немцев, родители которых работали на ДМЗ (дубненский машиностроительный завод), посетила Дубну. В их числе — обер-бургомистр города Дессау г-н Ханс-Георг Отто, чьи мальчишеские годы, с пяти до одиннадцати лет, прошли в Школьном проезде.

Отсчет истории советских крылатых ракет можно вести с сентября 1944 года, когда в одно из московских КБ были доставлены обломки первого в мире действующего самолета-снаряда — немецкой V-1 (ФАУ-1).
В том самом сентябре 1944-го ОКБ завода № 51 (он располагается в Москве, неподалеку от станции метро «Динамо») возглавил Владимир Челомей. Но всё-таки ПуВРД (пульсирующий воздушно-реактивный двигатель) и крылатые ракеты, которые вели свою родословную от V-1, оказались тупиком.

До середины 50-ых ракеты называли «самолёт-снаряд», и лишь тогда, в 50-ых, появился термин «крылатая ракета».

Крылатыми ракетами занимались несколько «фирм». Разработка первой крылатой ракеты КС-1 комплекса «Комета»  началась в 1947 году, и именно под него создавалось Специальное бюро-1 — будущее КБ-1, со временем превратившееся в НПО «Алмаз», которое занялось созданием системы наведения ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Первоначально проектирование собственно крылатого снаряда — понятия «крылатая ракета» ещё не существовало, — занималось ОКБ-51 Павла Сухого, но уже в 1948 году тему передали в ОКБ-155 Артёма Микояна и Михаила Гуревича, который и возглавил работы по новооткрытому направлению «тематика Б», посвященному новому виду оружия.
Работа авиационного КБ над проектом крылатого снаряда диктовала и метод решения задачи: за основу КС-1 взяли сначала компоновочную схему первого советского турбореактивного истребителя МиГ-9, а затем — более нового МиГ-15. В итоге именно облик этого истребителя и получила ракета КС-1, которая была, по сути, уменьшенной копией «пятнадцатого», но с крылом меньшей площади и большей стреловидности, поскольку маневрировать «Комете» не было нужды.

Впервые пилотируемую крылатую ракету КС-1, в воздух поднял знаменитый летчик-фронтовик, дважды Герой Советского Союза Ахмет-Хан Султан, и случилось это 4 января 1951 года. Через почти полтора года, в мае 1952-го, впервые был запущен уже беспилотный вариант крылатого снаряда КС-1, и вскоре «Кометы» начали выпускать серийно.

1 сентября 1951г. Тридцатому заводу в Иваньково поручили новое задание – освоить серийное производство крылатых ракет. 2 октября 1951г. на заводе организован филиал ОКБ–155 А.И. Микояна, впоследствии выросший в самостоятельное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Начальником этого филиала и заместителем главного конструктора назначается А. Я. Березняк. А его заместителем С.Л.Берия. Проработал там Серго Берия до ареста отца, после смерти Сталина был арестован, лишён всех званий и научных степеней, затем был сослан в Свердловск с разрешением работать по ракетной тематике, и поменял фамилию. Сын за отца таки отвечает.
Основную загрузку производства в Дубне составляли ракеты класса «воздух-поверхность», разработчиками которых были МКБ «Радуга» и ОКБ А.И. Микояна. Они были составной частью стратегических комплексов, создаваемых совместно с ОКБ А.Н. Туполева.
В 1965г. коллектив предприятия включается в работу над космическими программами. Предстояло освоить производство изделия «105», являвшегося составной частью системы «Спираль» в виде орбитального самолета с ракетным ускорителем.  На его основе позже был создан «Буран».


2.DSC06625.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В 1967 году состоялась первая в мировой истории атака крылатыми ракетами.
А дело было так. Мы в то время сильно дружили с Египтом – Асуан и всё такое – египтяне по дружбе попросили продать кое-какое вооружение. СССР продал им пару маленьких катерочков. Правда, вооружены они были крылатыми ракетами П-15, разработанными в КБ «Радуга». И тут случилась Шестидневная война с Израилем. Египтяне расстреляли половину израильского флота (один корабль из двух) – эсминец Эйлат. Ракеты попали в цель, и половина флота пошла ко дну.
Шуму и грому было на весь мир. «И тут же заказы на ракеты П-15 посыпались, как из рога изобилия. – Рассказывает бывший конструктор КБ «Радуга». – «Заказы были ото всюду, из десятков стран, и соц. и кап. лагеря, заказывали все, кто мог и не мог. Их было столько, что мы для себя не успевали делать».

Так начиналось создание крылатых ракет.


3.DSC06609.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


4.DSC06615.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


5.DSC06637.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


6.DSC06613.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


7.DSC06623.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Сейчас в музее разрешено показывать и рассказывать только об «изделиях» не моложе двадцатилетней давности.

Экскурсию в музее вёл бывший конструктор «Радуги», человек увлечённый своим делом, рассказывал, что был на испытаниях всех ракет КБ, с начала 60-ых годов, везде – и на всех наших флотах, полигонах, и на зарубежных.


8.DSC06627.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


9.DSC06628.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


10.DSC06629.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


11.DSC06630.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


12.DSC06631.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


13.DSC06632.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Вот так крепятся в самолёте ракеты. Крылья ракет в этом положении сложены:


14.DSC06638.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Ещё в 1954 году Челомей, находясь в одной из командировок, подошёл к окну гостиничного номера и лёгким толчком раздвинул оконные створки. Это движение стало для конструктора настоящим «ньютоновым яблоком». Да-да, именно так, легко, прямо в полете, а не на пусковой установке, должны раскрываться крылья ракеты! Это позволило увеличить боезапас на носителях вдвое.
В наши дни раскрытие крыла после старта применяется практически во всех ракетах такого класса, но тогда, полвека назад, лишь обвиненный в «техническом авантюризме» Челомей и несколько поддержавших его конструкторов, например С.А. Лавочкин, смогли заглянуть в будущее и увидеть верное решение.

Так размещаются ракеты на подлодке. Ракетный комплекс с ПКР «Гранит»:

(Отсюда)
До последнего времени в тени многочисленных выставок и презентаций оставалась система, служащая основой отечественной стратегической авиации – ядерный авиационно-ракетный комплекс с крылатыми ракетами Х-55. Такая сдержанность, сложившаяся вокруг ядерного оружия, имеет под собой не только необходимость сохранения государственной тайны, но и ощутимую основу этического характера – ставшее символом «Судного дня» оружие, применение которого сегодня отвергается и военными, и политиками, не выставляется на показ.


15.DSC06610.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


16.DSC06611.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Работы по созданию стратегической КР Х-55 (читается «ха»-55) начались в КБ «Радуга» под руководством И.С.Селезнёва еще в 1976 г. Кроме КБ «Радуга» было задействовано более 100 предприятий. Сборка первых опытных образцов началась в Дубне в начале 1978 г.
31 декабря 1983 г. ракетный комплекс воздушного базирования, включавший самолёт-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, был официально принят на вооружение (несколько лет ушло на испытания и доводку). Коллективам МКБ «Радуга» во главе с И. С. Селезнёвым и ХАПО за создание Х-55 в августе 1982 г. были присуждены Ленинская и пять Государственных премий, 1500 работников завода удостоены правительственных наград.
Во главу угла ставилась небывалая прежде дальность 2500 км и малозаметность полёта, требовавшие высокого аэродинамического качества при минимальной массе и как можно большего запаса топлива при возможно более экономичной силовой установке.

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.
В начале 2000-ых с этой ракетой был связан скандал.
На презентации так называемой «Белой книги по оружию массового уничтожения» вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о незаконной продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000—2001 годах осуществила фирма «Прогресс», дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».
Данный факт в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файненшл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Официальные Пекин и Тегеран опровергли факт покупки КР Х-55. При этом МИД Исламской Республики заявил, что не имеет документального подтверждения сделки с Украиной. Согласно данным Wikileaks конгресс США знал о продаже 6 ракет Китаю и 12 ракет Ирану в 2001 году.

Об этой крылатой ракете не положено знать больше, чем написано в табличке:


17.DSC06633.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Гид рассказывал, что над этим проектом работали предприятия всех 15 республик, и с распадом СССР проект был закрыт. Однако из полунамеков следовало, что это и вовсе что-то уникальное.

Экспозия на улице:


18.DSC06639.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


19.DSC06640.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


20.DSC06642.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


21.DSC06643.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


22.DSC06645.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


23.DSC06648.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Не пожалейте времени, посмотрите эти документальные фильмы, они того стоят:






(Совсем не девочковая тема, но, правда, очень интересно).

На этом закончился один замечательный день, проведённый в Дубне.

Этот город странно весел, странно тих.
Умных в нём на степень больше, чем других.
Утром спят, а днём гуляют просто так.
Ночью девушек готовят на физфак.

Сергей Попов


24.DSC06653.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


25.DSC06667.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


26.DSC06669.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



* При написании поста использованиы материалы:
http://alrastor.chat.ru/HISTORY/Tridtsatka.htm
http://alrastor.chat.ru/HISTORY/Tridtsatka_60-x.htm
http://dubna.bezformata.ru/listnews/dmz-im-n-p-fedorova-istoriya-i-nastoyashee/21976839/
https://topwar.ru/111619-fkr-1-frontovaya-krylataya-raketa-fidel-kastro-rus.html
https://www.popmech.ru/weapon/8246-krylatye-rakety-istoriya-liderstva-vooruzhenie-rossii/#part2
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/rakety-x-55/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5-55
           
Tags: Война, Дубна, Моя страна, Музей, Памятники истории, Подмосковье, Путешествие, Техника
Subscribe

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • Непознанное и секретное

    «Мозг порождает сознание = «творит миры». Т.В.Черниговская «Мир находится в мозге, а мозг - в мире» Владислав…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • Непознанное и секретное

    «Мозг порождает сознание = «творит миры». Т.В.Черниговская «Мир находится в мозге, а мозг - в мире» Владислав…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…