Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Categories:

Городские сказки - 3

("3" - потому что здесь первая часть, здесь вторая.)

Московская история хранит множество легенд, тайн и загадок. Быль переплетается с небылью, мистика с реальностью, так, что и не всегда возможно одно отделить от другого.

Само основание Москвы – уже загадка. Всем известно, что основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий, и год первого упоминания в летописи – 1147. Однако всё не так просто, и само основание – весьма таинственное событие.
Известно, что до 1147 года на территории города, на берегу реки Смородины существовало село во владении боярина Кучки, которое называлось Москвой. В этом же селе стояла усадьба боярина.
И вот что пишет о дальнейших событиях, связанных с Юрием Долгоруким, историк Татищев, который основывал свою «Историю» на ряде утерянных впоследствии летописей: «Юрий, хотя и имел княгиню, любви достойную, и ее любил, но при том многих жен подданных навещал и с ними более, нежели с княгинею, веселился… чем многие вельможи его оскорблялись… Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела…»

Боярин Кучка решил спасти свою семью. Он посадил свою жену в домашнюю темницу, вернее всего, в чулан. «Юрий, уведав о том, что Кучко жену посадил в заточение, — пишет Татищев, — оставя войско… сам с великой яростью наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чем, Кучка тотчас убил…»
Именно с этого момента отсчитывается история Москвы. Известно, что после смерти Кучки схватили его сыновей и отправили в Суздаль, а дочку Улиту насильно выдали замуж за сына Юрия - Андрея Боголюбского. Затем Андрей выгнал Улиту из дворца и женился вторично. А брата юной жены Андрей приказал замучить.
А через тридцать лет после того, как Юрий Долгорукий убил владельца московской усадьбы и обесчестил его дочь, оставшиеся родные боярина во главе с Улитой жестоко отомстили сыну убийцы – убили Андрея Боголюбского.
По другой легенде, с зарождением Москвы связаны места у Чистого пруда, ранее называемого Поганым. Якобы село, принадлежавшее боярину Кучке, было именно здесь. И Кучка не только не оказал должных почестей посетившему его князю Юрию Долгорукому, но и недальновидно обидел его. И не уступил место для постройки города. Долгорукий повелел боярина убить, а тело сбросить в пруд, отчего, как гласит эта легенда, водоем и стал называться Поганым (хотя более достоверна версия, связывающая название «поганый» с выбросами в пруд мясных отходов с одноименной улицы).
Можно сделать вывод, что к тому времени, когда Юрий Долгорукий напал на Степана Кучку (не факт, что в 1147 г.,  а несколько раньше), Москва была достаточно крупным населенным пунктом, ведь недаром же ее выбрал себе резиденцией один из самых важных людей на Руси. Но когда она была основана на самом деле, так и остаётся неизвестным. Словом, тайна основания Москвы еще не раскрыта, и неизвестно, удастся ли ее раскрыть. Но наверняка можно сказать, что Москва куда старше, чем принятый ее возраст. И второе: Юрий Долгорукий уж точно никакого отношения к основанию первого поселения на месте нынешней Москвы не имеет. Так что на площади перед Моссоветом стоит конный памятник узурпатору и убийце, а не основателю Москвы. Да и вообще памятник не Юрию Долгорукому, а некому былинному богатырю.    

Незадолго до Первой Мировой войны Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую, т.к. в 1912 году на площади поставили памятник «белому генералу», герою русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. Михаилу Скобелеву. Памятник был поставлен на народные деньги и был многофигурным.



Но простоял он недолго – уже в 1918 году новая власть сносит памятник «слуге царизма» и на скорую руку возводит вместо него Обелиск Конституции, через год дополненный Статуей Свободы, напоминающей богиню Нику.



Сам обелиск был сложен из кирпича, а статуя отлита из бетона. Поэтому понятно, что к концу 1930-х вся композиция советской свободы приобрела жалкий вид. В апреле 1941 г. обелиск взорвали. "Свобода" хлипкой оказалась.

А в 1946 г. вдруг принимается решение пышно праздновать 800-летие Москвы. Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий решено подарить Москве высотки и памятник основателю. Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве. Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым.
Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только! Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого  нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства.
Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином, но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.
В 1946 г. объявляется конкурс на лучший вариант памятника.
Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний.
«Впрочем, увидеть памятник ей не суждено ни здесь, ни там: принят проект Сергея Орлова — вооруженный воин на тяжелом боевом коне. Мухина делает единственно возможное — переводит свой эскиз в фарфор, расписывает его цветной глазурью, оживляет золотом.»


Вот такой гламурненький весь в стразах мог быть "основатель города".

Выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры). А вышла следующая история:
В 1946 г. в Манеже проходила выставка народных промыслов, и Вячеслав Молотов водил по ней американского посла Аверелла Гарримана, тогда еще вчерашнего союзника по Великой Отечественной войне, не успевшего пока еще стать противником по войне Холодной. Отношения были дружескими. На одном из стендов Гарриману понравилась скульптурка петушка, и Молотов никого толком не спрашивая с легкой руки подарил его послу.
Петушок тот был работой Сергея Орлова, который после выставки написал жалобу и просил пояснить ему, что же делать дальше, поскольку петушка он уже обещал одному из домов пионеров. Дело случайно дошло до Сталина, после чего тот вызвал Орлова на заседание, дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и лично предложил Сергею Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на установку памятника перед Моссоветом. Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали.
Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: «Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна».
Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами  Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области. Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов.
Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства.
Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова.
На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.


1.DSC05458.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



2.DSC05465.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Еще одна примечательная история связана с «достоинством коня».
По легенде, осматривая модель памятника, Сталин изрек: «А почему у Вас Юрий Долгорукий въезжает в Москву на кобыле? Сделайте ему коня, это подчеркнет мужественность князя».
Лошади приделали соответствующую деталь.

Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что если любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам. Но москвичи тут же отреагировали шуткой: «При царях Скобелев скакал на жеребце, а при советской власти Долгорукий – на мерине».
Еще одна легенда связана с Хрущевым. Говорят, Никита Сергеевич очень не любил этот памятник и даже как-то проезжая по Тверской выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня (интересно, как он проезжая ухитрился его разглядеть? Разве что, в бинокль). Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным.
Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 г. Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 г. Однако вместо памятника в октябре 1964 г. сняли самого Хрущева, а новой власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.

Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.
Памятник был открыт в 1952 году, и обошелся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

Поэт Анатолий Мариенгоф иронично заметил: «Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».

Постольку поскольку исторической справедливостью и правдой сейчас озабочены практически все, вплоть до воронежских алкоголиков, то восстановить ее можно очень даже просто: совсем не обязательно памятник сносить, чего добро зря переводить. Его можно просто переименовать, например, в Добрыню Никитича. И все довольны.)

Отсюда.
            
Tags: Москва, Памятники истории, Прогулки, Сказки, Тверская
Subscribe

  • Тени прошлого

    Забежала по дороге в пончиковую, и вспомнилось. Мама всегда была расположена к полноте. Сколько себя помню, у неё всегда присутствовали переживания…

  • Прозаические будничные будни мои

    Театры, всякие прочие разности отложены на потом. Развлекаюсь поликлиникой,оформляю санаторно-курортную карту. И всё бы ничего, если бы не…

  • Октябрьско-дачное

    Всё лето неподалёку кукарекал петух. Спрашиваю соседку: - А чего это он такой хриплый? - Молодой ещё, - сказала она, пожав плечами и задумчиво глядя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Тени прошлого

    Забежала по дороге в пончиковую, и вспомнилось. Мама всегда была расположена к полноте. Сколько себя помню, у неё всегда присутствовали переживания…

  • Прозаические будничные будни мои

    Театры, всякие прочие разности отложены на потом. Развлекаюсь поликлиникой,оформляю санаторно-курортную карту. И всё бы ничего, если бы не…

  • Октябрьско-дачное

    Всё лето неподалёку кукарекал петух. Спрашиваю соседку: - А чего это он такой хриплый? - Молодой ещё, - сказала она, пожав плечами и задумчиво глядя…