Татьяна_Кузнецова (danatapochkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
danatapochkina

Categories:

Покров. 1

Теперь где-то пишут, что Покров входит в "Золотое кольцо", где-то не соглашаются. Раньше был довольно богатым уездным городом.
Сейчас Покров маленький городок, внешне ничем не отличающийся от множества таких же маленьких провинциальных городков. 105 км от Москвы и 82 км от Владимира.
Слобода, затем город Покров, всегда жил спокойной и размеренной жизнью. Если не считать "морового поветрия" и большого пожара в 17-ом веке. Да ещё поляки своими ручонками в Смутное время дотянулись до этих мест, разорили и сожгли Покровскую Антониеву Пустынь - центр тогдашнего поселения. А так всё спокойно было.
Городу изначально "повезло" находиться на Владимирском тракте. Теперь - трасса М-7 Москва - Нижний Новгород - Уфа - Транссиб. По Сибирской дороге, гремя кандалами, шли каторжники, для них в Покрове была построена пересыльная тюрьма. А для всех прочих - почтовая станция и гостиницы. В цепях от Москвы до Покрова шли аж целый месяц. А на тройках можно было добраться за 12-14 часов.

Вот такой бесконечно печальной Левитан изобразил Сибирскую дорогу:

1240.jpg
Левитан. "Владимирка"

"Укaз Екaтерины II стрoго oпределял, ктo в какoм экипажe можeт eздить и сколькo лoшадей зaпрягать.
Чиновникaм 1-гo и 2-гo классoв и генералaм предписывaлось eздить цугoм (oт шести дo деcяти лошадeй, запряжeнных парaми) c двyмя форейторaми, которыe скакaли верхoм нa приcтяжных и кричaли: «Пaди! Пaди!», рaзгоняя вcтречных.
Чины 3-гo, 4-гo и 5-гo классoв тoже eздили цугoм, нo бeз «мигалoк», т.e. бeз форeйторов.
Чинoвники 6-гo, 7-гo и 8-гo классoв мoгли запрягaть тoлько чeтверню, a oбер-oфицеры ужe обхoдились парoй лошадей. И кaк бы ты ни был богaт, нo eсли нe дослужилcя дo чинa, ты нe имеeшь правa зaпрячь в cвою кaрету чeтверку лошадeй!
И как бы ты ни был беден - все деньги в карты проиграл и пропил глобус - имеешь чин - будь любезен соответствовать.
Вот так, каждый шаг регламентирован и никаких тебе вольностей.
Похожий "циркуляр" был подписан ещё царевной Софьей.
A в цaрствование Павлa I были введены санкции для поддержки отечественного производителя былo наложенo запрещениe нa ввoз инoстранных карeт – для провозa "иномaрки" требовaлось имeть особоe дозволениe oт гoсударя. И, конечнo, какoму-нибyдь кyпцу вторoй гильдии такoго дозвoления былo нe полyчить. (Отсюда)

Знаменитые почтовые тройки появились только в конце XVIII века (три лошади, запряжённые в почтовую кибитку). На них в первую очередь перевозилась государственная спешная корреспонденция, пересылаемая с нарочными фельдъегерями и курьерами. Езда на тройках позднее широко вошла в быт людей, но на первых порах так ездили только из Петербурга в Царское Село и до Нарвы (по самым лучшим в то время дорогам). Вскоре стали привязывать к дуге коренной (средней) лошади колокольчик. А в первой трети XIX века была изобретена особая троечная упряжь с колокольцами и бубенцами. Звон колокольчиков на больших дорогах помогал не сбиться с пути, предупреждал, когда надо было разминуться со встречной почтой.
На всех трактах для перемены лошадей и отдыха были устроены почтовые станции. Каждая из них имела определённое количество лошадей и экипажей в зависимости от разряда, к какому она принадлежала. Станции первого разряда строились в губернских городах, второго - в уездных. Небольшие населённые пункты имели станции третьего и четвёртого разрядов с небольшим количеством лошадей.
Почтовая станция находилась в ведении чиновника - станционного смотрителя. В обязанность его входило проверять подорожные (так назывался документ, в котором обозначались маршрут, чин и звание путешественника), получать прогоны и отпускать лошадей.
За лошадей взымались прогонные деньги - за каждую лошадь и версту. Пробег лошадью одной версты стоил в зависимости от тракта от восьми до десяти копеек. Исчисление вёрст начиналось от городских почтамтов. Первый почтамт в России (Почтовый двор) был открыт в Петербурге в 1714 году, когда новая столица стала центром регулярной связи. Вначале деревянный, он был построен вблизи нынешнего Марсова поля.
Почтовые станции с конца XVIII века строились по типовым проектам и в Центральной России располагались примерно на расстоянии от 18 до 25 верст. Проехав этот путь и доставив почту или людей до следующей станции, ямщик с лошадьми возвращался обратно. Почта работала по эстафетному принципу.
Несмотря на состояние дорог, ездили относительно быстро благодаря необыкновенному искусству русских ямщиков. Скорость передвижения на дорогах России поражала и пугала иностранцев. Аббат Жоржель вспоминал в своём "Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I": "Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь... постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится угрожать им для того, чтобы заставить их ехать медленнее".
Существовали правила, по скольку вёрст в час ямщики могли возить "обыкновенных проезжающих". Так, в осеннее время полагалось везти восемь вёрст в час, в летнее - десять, а в зимнее, по санному пути,- двенадцать. Эти правила не распространялись на курьеров и фельдъегерей, которые, как сказано о них, "имеют быть возимы столь поспешно, сколько сие будет возможно".

Обычная скорость при гоньбе на почтовых днём и ночью составляла около ста вёрст в сутки. Но, договариваясь с ямщиками, путешественники проезжали по зимней дороге в сутки и по двести вёрст.
(Одна верста равна 1066,781 метра)
Существовало множество других правил и ограничений. Например, никому нельзя было просто так взять и выехать из города. Для путешествия на почтовых выдавалась подорожная. Без неё или иного документа, удостоверявшего личность путешественника и цель поездки, нельзя было выехать за черту города. Караульные офицеры у застав записывали проезжающих в особые списки. Данные о дворянах, выехавших и въехавших в столицы и губернские города, публиковались в газетах. Только после проверки документов поднимался шлагбаум, и путник мог покинуть город, или въехать в него.
В том случае, когда помещик отправлял своих слуг за покупками в город, он также выписывал им нечто вроде подорожной - билет. Тогда вместо чина и звания сообщались приметы крепостных. (Отсюда)
Одним словом, никакой свободы перемещений, всё было под контролем, шаг влево, шаг вправо... Подробней можно прочитать тут же.

"…В долгопамятном 1812 году Покров вновь оказался в фарватере волнующих исторических событий: многотысячные полчища Наполеона двинулись тогда к Москве.
Бонапартовы фуражиры рыскали по Подмосковью, наведывались они в Платаву (Ожерелки), Дубну, но не посмели заглянуть за реку Киржач, к Покрову и дальше: хотя и Наполеон, и маршалы Ней и Мюрат знали, что там, за лесами лежит сказочный град Владимир с его Золотыми воротами, белокаменными соборами с рублёвскими фресками. Но слишком уж дремучи вокруг были боры, бородаты да косматы мужики, да и женщины под стать старостихе Василисе. И видавшие виды уланы и кирасиры маршала Нея, почуяв неприятный холодок на спинах, поворачивали коней, дабы засветло к своим успеть. Не то нарвёшься на лесных людей-партизан, или разъезды покровских драгун и казаков
В то время в Покрове был расквартирован драгунский полк да сотня казаков. Барклай де Толли распорядился оставить по дороге на Нижний, куда тянулись вереницы беженцев, надёжный заслон на всякий случай".

...Закончилась война с Наполеоном. 1815 год. В Вене собирается мирный конгресс, который должен был поделить по-братски земли решить судьбу стран, захваченных Наполеоном. Россия, как всегда, опаздывает в своих интересах. Срочно надо доставить в Вену документы. Александр I приказывает представить ему лучшего ямщика России. (Отсюда)
Лучшим оказался ямщик из Покрова Василий Чебуров. Он доскакал до Вены за 48 часов, т.е. за двое суток! Когда Александр I спросил, как же ему это удалось, Чебуров сказал, что дороги заграницей не то, что у нас - грязь по колено.
Царь предложил ему на выбор - дворянство или 20 тысяч рублей серебром. Естественно, Василий выбрал деньги. Построил дом (который стоит до сих пор), купил 300 штук лошадей и снабдил ими все почтовые станции России. Так что, все почтовые лошади принадлежали покровскому ямщику Василию Чебурову.

В 1861 г. до Покрова дотянули Московско-Нижегородскую железную дорогу. Станцию устроили не в самом городе, а в четырёх верстах к югу от него — в Перепечине, но назвали "Покровом". По ходившим тогда слухам, купцы, державшие лавки вдоль Владимирского тракта, подкупили для этого ведавших постройкой инженеров с тем, чтобы торговля близ станции не составила им конкуренцию.
Судя по количеству придорожных кафе и маленьких гостиниц, и теперь немало народа у дороги кормится.
Так выглядит "Владимирка" в городе:

DSC04872.jpg

DSC04873.jpg

По трассе непрерывной вереницей идут фуры, судя по номерам, из самых разных регионов страны.

В городе, как и положено, есть Краеведческий музей. Знаете, понасмотрелась я краеведческих музеев. Но этот отличается от многих других - он очень "живой". Там нет имитаций и новоделов, все предметы подлинные.
Создан в здании бывшей почтовой станции. Один из залов полностью воссоздаёт реальную обстановку той самой станции. Здесь жил смотритель с семьёй:

DSC04894.jpg

За перегородкой спали постояльцы, кому не хватало "спальных мест", спали прямо на полу на соломе:

DSC04895.jpg

DSC04891.jpg

Город славился и плотниками. Так житель Покрова - плотник Костин укладывал паркет во дворце Николая II. По окончании работ попросил забрать остатки, а из них сделал дома стол, которым страшно гордился:

DSC04892.jpg

DSC04896.jpg

А это ямщицкая:

DSC04897.jpg

Самой лучшей в городе считалась гостиница Корнилова.
Положение о гостиницах было высочайше утверждено в 1821 году. В гостиницах «никаких игор и плясок», кроме бильярда, не допускалось, а из напитков предпочтение отдавалось российским и иностранным ромам, коньяку, портеру, меду, чаю, шоколаду. Останавливающиеся в гостиницах должны были доложить о своем пребывании там властям. Покровские гостиницы славились комфортом и уютом, почти все они имели «номера», т.е. отдельные комнаты, где можно остановиться на ночь. Путешествующие по Владимирке пешком не допускались в гостиницы и даже в постоялые дворы, они ночевали в частных домах покровских обывателей. (Отсюда)
В музее есть зал полностью воссоздающий номер в гостинице:

DSC04911.jpg

DSC04912.jpg

DSC04907.jpg

DSC04904.jpg

DSC04903.jpg

Этот рояль уникальный - ему 200 лет, он ручной работы и с косым натяжением струн:

DSC04909.jpg

DSC04910.jpg

Долгое время в городе существовал торговый дом и мастерские мадам Эфес. Это была единственная в России мастерская, где изготовляли ленты для Георгиевских крестов.
Стенд, посвящённый Мастерской мадам Эфес:

DSC04918.jpg

В 1960 г. Покровский район расформировали, как прежде Покровский уезд, а Покров опять передали в Петушинский район, где он находится и поныне.
Число жителей в городе тогда сократилось, производств осталось только два. В таком состоянии Покров просуществовал до 1960-х гг., когда начался медленный рост — и экономический, и населения. В городе появился ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии, вокруг которого стали группироваться другие предприятия, а население пополнялось рабочими этих производств и условно освобождёнными, которым был закрыт доступ в столицы.
В начале 1990-х, после распада СССР, город стал крупным перевалочным пунктом Афганского наркотраффика по так называемому «Северному маршруту». Но об этом предпочитают туристам не рассказывать.
Туристам рассказывают о том, что в 90-ые не одно производство в городе не было закрыто. И даже появились новые предприятия. В Покрове есть завод железобетонных изделий, завод биопрепаратов, швейная фабрика, эгнергомеханический и ювелирный заводы, и хлебозавод. Ювелирный завод здесь появился как раз в 90-ые. Отдельная тема для разговора - шоколадная фабрика, созданная тогда же, и "Покровский пряник".
           
Tags: Моя страна, Музей, Памятники истории, Покров, Путешествие
Subscribe

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • Непознанное и секретное

    «Мозг порождает сознание = «творит миры». Т.В.Черниговская «Мир находится в мозге, а мозг - в мире» Владислав…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Три дня

    В детстве зимой первое, что я слышала утром еще через сон, это звук скребущей лопаты - рано утром дворник убирал снег. Не знаю, в котором часу он…

  • Непознанное и секретное

    «Мозг порождает сознание = «творит миры». Т.В.Черниговская «Мир находится в мозге, а мозг - в мире» Владислав…

  • О разном о зимнем

    Колбасит нас не по-детски, то мороз, то +2, то снова зима. 1.DSC01882.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU 2.DSC01865.jpg ©…