О театре тут.


История этого дома также связана и с именем зодчего Константина Андреевича Тона, который проживал здесь во время строительства храма Христа Спасителя в 50-е годы девятнадцатого столетия.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Императору чрезвычайно понравился проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. На строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований. (Но все денежки ещё до начала строительства тю-тю.)
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьёвых горах (бедные Воробьёвы горы, вечно там норовят что-нибудь гигантское соорудить) состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлён, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. После такого разочарования Витберг ещё строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалёку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведён в Красное село (ныне Сокольники).
Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезён с Воробьевых гор, на нём была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.
Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей.
(Отсюда)
Говорят, что в 40-ые там проживал с семьёй Василий Сталин. На самом деле он жил в доме 7, примыкающем к этому особняку.
И вообще всё было не так.

В 40-ые в доме 7 жил Николай Сидорович Власик, начальник охраны Сталина, а Василий Сталин поселился там в 1949 году.
«Выбора нет - пуля или водка! - говорил другу детства Василий Сталин, приставив к своему виску пистолет. - Живу, пока отец есть. Его не станет, Берия меня на следующий же день на части порвет! »
И порвал на лоскутки.
27 апреля 1953 года сына Сталина арестовали. Его обвинили в измене Родине и растрате государственных денег. В особняке на Гоголевском бульваре провели тщательный обыск и всё опечатали. Были арестованы также люди из ближайшего окружения Василия - заместители, адъютанты. Не пожалели даже старика-шофёра Александра Февралёва, который возил ещё Ленина! В камере оказалась штабной парикмахер Мария Кабанова! В подразделениях ВВС Московского военного округа начались постоянные проверки. Берия решил действовать наверняка.
Дело поручили следоваелю Льву Владзимирскому, который славился особой жестокостью. Самого Василия допрашивали, не применяя пыток. Да они были и не нужны. Он соглашался со всеми обвинениями. Признавался даже в том, чего не было. Ну да, возил из Германии жёнам тряпки, покупая их за валюту. Ну приобрёл себе там роскошный автомобиль «Паккард». Пил на службе, принуждал к сожительству жён подчиненных. Это были проступки, за которые в те времена высших офицеров вызывали разве что на партсобрания. Протоколы допросов свидетельствуют, что Василий называл себя «собакой на сене», утверждал, что попрал социалистическую законность, обобрал трудящихся. В вину сыну Сталина вменили даже постройку бассейна ВВС на Ленинградском проспекте, который, кстати, успешно работает до сих пор!
А вот других арестованных по делу Василия Сталина пытали. Сломались все, кроме одного из адъютантов - Михаила Степаняна. Он так и не дал показания против своего командира. Следствие длилось почти два с половиной года. Сменился следователь: Владзимирского расстреляли в декабре 1953 года вместе с Берией. Василий, которого держали под стражей в специальной тюрьме на Лубянке, воспрянул было духом, но Хрущёв и Маленков решили, что сын Сталина опасен для них как с Берией, так и без того.
В тюрьме по бумагам значился как Васильев Василий Павлович. Никита Хрущёв решил, что так будет лучше: сын Сталина не может сидеть в тюрьме!
16 января 1956 года генерал-майор Василий Сталин приступил к трудовой деятельности в механических мастерских в качестве… ученика металлиста! Вёл он себя со всеми подчёркнуто вежливо. В тюрьме его навещали все три бывшие жены. В разные дни, конечно. Свидания с Екатериной Тимошенко заканчивались ссорами. Она ревновала к Капитолине Васильевой.
К 1958 году заключённый Васильев стал инвалидом. У него сохла нога (последствие нелепого ранения на фронтовой рыбалке). Председатель КГБ Шелепин доложил обо всем Хрущеву. Тот испугался - смерть сына Сталина в тюрьме грозила крупным международным скандалом. Отдал приказ: готовить Василия к освобождению. Сталина перевели в Москву, в Лефортово. Шелепин повёз его в Кремль. Только в машине Василий узнал, что едет к Хрущёву. В кабинете он упал на колени и со слезами принялся умолять освободить его. Шелепин вспоминал, что Никита Сергеевич растрогался. Он гладил Василия по голове и всё приговаривал: «Милый Васенька! Что же они с тобой сделали?!» И отправил… назад, в Лефортово!
Ещё год провел сын Сталина в заключении. Его освободили 11 января 1960 года.
По решению ЦК КПСС Василию дали 3-комнатную квартиру на Фрунзенской набережной в Москве, определили пенсию и разрешили носить генеральский мундир. Кроме того, он получил 30 тысяч рублей компенсации единовременно (старыми деньгами) и бесплатную путёвку в Кисловодск на три месяца. Сталин всё ждал официальных извинений, но они не последовали. Он обиделся. И снова сорвался. В Кисловодске вместо минеральной воды пил водку. О его поведении стало известно в Москве. 9 апреля 1960 года в Кремле состоялся разговор Климента Ворошилова и Василия Сталина. В архивах ФСБ есть его запись. Ворошилов требовал, чтобы Василий прекратил пьянки: «Брось водку! Посмотри на себя. Тебе еще и 40 нет, а вон какая у тебя лысина!» Сын Сталина просил об одном: дайте работу. Он верил, что окунётся с головой в работу, и всё наладится. Ворошилов обещал поговорить с Хрущёвым. Его докладная шла по кремлёвским коридорам… 20 дней!
Василий не дождался. У него лопнуло терпение. 15 апреля сын Сталина обратился в посольство Китая с просьбой разрешить ему переезд в эту страну с целью лечения. Отношения Советского Союза и КНР в эти годы были обострены до предела. Уже 16 апреля Президиум Верховного Совета «оценил» поступок Василия. Прежнее постановление о досрочном освобождении было немедленно отменено. Сына Сталина предписывалось взять под стражу и лишить всех званий и предоставленных льгот. Его отправили «доматывать» срок в Казань. Там он числился как Василий Джугашвили.
19 марта 1962 года Василий Сталин скончался. Хрущёву об этом доложил тогдашний председатель КГБ Семичасный. Никита Сергеевич распорядился похоронить сына Сталина тихо, в Казани. И разрешил сообщить о его смерти всем родственникам.
Александру Бурдонскому о кончине отца рассказал… таксист. Водитель услышал новость по «Голосу Америки». Саша и его сестра Надя отправились немедленно в Казань. Туда же поехали Галина Бурдонская и Капитолина Васильева. Женщины пытались узнать причину смерти Василия. Но им так внятно ничего и не объяснили. Кто-то сказал, что вскрытия не было, хотя Александр и Капитолина отчетливо помнят характерные шрамы на теле покойного.
Вспоминает Васильева: «Хоронили как бомжа. Гроб стоял на двух табуретках в какой-то комнатушке. Вася был в своём мундире, но вдруг кто-то из женщин накрыл его черным тюлем. Я не знала, что делать. Хотела сорвать, но не смогла. Как же так! Он же был боевым офицером!»
Александр запомнил следующее: «Отца хоронили без воинских почестей. Народу собралось много. Весть о смерти сына Сталина быстро разнеслась по Казани. В толпе на кладбище я сначала не увидел ни одного военного. Даже удивился. И вдруг обратил внимание на такую деталь: многие мужчины, подходя к гробу, низко наклонялись и раздвигали полы своих пальто. Я понял, что это офицеры, лётчики. Так они отдавали дань уважения своему генералу… Моя сестра Надя, а ей тогда было 17 лет, вернулась в Москву совершенно седая… »
(Отсюда)
Позже в доме 7 по Гоголевскому бульвару жил легендарный разведчик Рудольф Абель.
31 мая 2012 года продан Министерством Обороны частному лицу. Говорят, здание принадлежало компании «Корус», которая занималась нефтяным бизнесом. Позднее «Корус» бросил нефтяной бизнес и занялся другими проектами, в т.ч. судоходством. Но затем владельца-сенатора посадили и здание было снова спешно продано.
Сейчас там располагаются «офисы крупных российских компаний».