В 30-х годах 19 века на этом месте на берегу речки Хапиловки, которая уже давно течёт под землёй, возникла большая фабрика по производству платков и сукна братьев Носовых.
Семейная легенда гласит, что когда одному из братьев Носовых выпало идти в рекруты, семья заняла денег у дяди на то, чтобы откупиться от армии, да так увлеклась, отдавая долги, что через несколько лет уже имела свою первую небольшую фабрику. А через 6 лет получили крупнейший военный заказ на поставку шерсти для мундиров. Простим легенду, им свойственная некоторая романтика. В районе метро Электрозаводская сохранилось несколько домов, принадлежавших семейству Носовых.
Это здание рядом с ткацкой фабрикой Носовых, как я поняла, было построено как жилое для рабочих фабрики:

В этом особняке (чуть дальше по улице) жила семья Василия Носова:



Но когда сын женился, отец оставил этот дом ему, участок земли поделил, и заказал Льву Кекушеву строительство рядом нового дома для себя и остальной части семьи.








Дом деревянный и оштукатуренный.
Существует ещё одна не то быль, не то легенда.
Жили-были муж с женой, и было у них три и сына и одна дочка. Муж умер, жене надо было как-то растить детей, на что-то жить. Она занималась ткачеством, очень много работала, дети ей во всём помогали. Хозяйкой она была очень рачительной, и через некоторое время ей удалось скопить денег и нанять рабочих. Так начиналась фабрика.
Вся семья при этом продолжала работать. К старости её рачительность перешла в невероятную скупость, скопив очень приличное по тем временам состояние в 800 тысяч рублей, она написала завещание, согласно которому фабрика никак не делилась, а сыновья обязаны были вести дела вместе. Дочери при этом чуть не миллионном состоянии завещала 251 рубль с копейками, причём сумма была указана вплоть до сотых копейки.
Семья Носовых была семьёй старообрядцев. А старообрядцы строго соблюдают правила и принципы. Так они считают, что, если человек разбогател, то богатство ему дал Бог, значит, этот человек обязан отдавать часть заработанного на благие цели для других людей. Отсюда – "обязательное" меценатство. Носовы строили для своих рабочих дома, школы, больницы.
Биография семьи очень хорошо и интересно изложена здесь. Я задержусь лишь на двух моментах.
В семье Носовых тоже была своя Санта-Барбара. (Потомки редко радуют предков.) Так и Василия Носова порадовала лишь одна дочь – вышла замуж за купца Бахрушина.
Когда единственный сын Василия Носова влюбился в дочь Рябушинского и женился на ней, отец не стал противиться, но семья была отнюдь не в восторге. Дело в том, что Рябушинских не очень-то принимали в купеческой среде, так как их состояние было нажито неправедным путём. Был, например, громкий скандал, когда при помощи подлогов и фальшивых документов Рябушинские разорили одного харьковского банкира, чем довели его до самоубийства.
Дочь Варвара влюбилась (взаимно) в князя Енгалычева. Нонсенс! Дочь купца, да ещё и старообрядца, и князь. Это невозможно! В итоге Варвара рыдала полтора месяца, отец
Интерьеры внутри не сохранились, однако сохранились камины. Изразцы для них, предположительно, выполнены по эскизам Врубеля.
Первый этаж, как и положено у старообрядцев, был мужским, второй этаж - женским.




Фабрика Носовых:

















Сейчас тут располагается Молодежный историко-культурный центр Особняк Купца Носова.
Дом имел вид на Яузу. Но построили Электрозавод и его корпуса закрыли вид на реку:

Как и все богатые преображенские купцы-старообрядцы, Носовы жертвовали на Преображенский старообрядческий монастырь. На деньги И.В. Носова и А.И. Хлудова построена, в частности, колокольня монастыря, сохранившаяся до сих пор. А Л.Н. Кекушев построил здание больницы старообрядческой общины (сейчас там помещается туберкулезный диспансер). На пожертвования, и Носовых в том числе, был построен Введенский Народный дом – бывший ДК завода МЭЛЗ, ныне Дворец на Яузе. Правда, выглядел он в те времена совершенно иначе.

А фабрика Носовых после революции стала называться фабрикой "Освобождённого труда".