Название превратилось в «Абрамцево» из «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Сначала оно стало Амбрамковым, а затем уже Абрамцевым.
Самое интересное в истории усадьбы начинается с 40-ых годов 19-ого века, когда поместье приобретает С.Т.Аксаков. Наше поколение знает его в основном, как автора «Аленького цветочка», а в Москве и Петербурге того времени его знали, как блестящего театрального критика и писателя.
С той поры скромный деревянный дом с мезонином, не представляющий никакой архитектурной ценности, превратился в «дом творчества», дважды став центром культурной жизни.
В семье Аксаковых было 14 детей (с ума сойти), все были неординарными, одарёнными личностями. В Абрамцево у Аксаковых часто гостили Гоголь и Тургенев, Белинский, историк М. П. Погодин, актёр М. С. Щепкин и др. У Гоголя вообще была своя комната в абрамцевском доме, это большая светлая комната находилась в мезонине.
Удивительным образом эти два совершенно разных человека были связаны тёплой и крепкой дружбой. Аксаков общительный, весёлый, отец многочисленного семейства. Гоголь молчун, «мрачная личность». Представить себе, какая нежная дружба связывала этих людей, можно хотя бы по такому эпизоду:
У Аксакова было очень плохое зрение, но он был заядлый рыбак, охотник и грибник. «Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой», — рассказывает С.Т.Аксаков в одном из писем. Так Гоголь доставлял удовольствие другу.
Кабинет Аксакова ("зелёный цвет полезен для глаз"):
Большой гостиной встречает дом:
Далее "аксаковские" комнаты:
Комната Гоголя. Здесь же он писал второй том "Мёртвых душ" и читал в тесном домашнем кругу, том, который нам не суждено было увидеть.
Его любимый диван:
Догадайтесь, кто это. Таким Гоголь впервые появился у Аксаковых, франт, лондонский денди:
Это не ящик. Это называлось шкатулкой. Её можно было разложить, и она превращалась в столик. Точно такой же была знаменитая шкатулка Чичикова:
Вторая страница истории началась в 70-ом году, когда усадьбу, унаследованную после смерти отца дочерьми Аксакова, купил Савва Иванович Мамонтов.
Савва Мамонтов после смерти отца стал во главе железнодорожного дела: проложил дорогу от Вологды до Архангельска и закончил строительство магистрали Москва-Архангельск. Кроме того, он вступил во владение Мытищинским и Невским судостроительным заводами, построил Донецкую железную дорогу.
Имение Абрамцево становится центром художественной жизни России при Мамонтове. Здесь подолгу жили и работали русские художники: Репин, Антокольский, Васнецов, Серов, Врубель, Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, Коровин, пели и играли Шаляпин, Ермолова, Станиславский и другие.
С Абрамцево также связана история возникновения картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Она была написана в столовой усадебного дома, а моделью послужила двенадцатилетняя дочка Саввы Ивановича — Вера. Персики, изображённые на картине, выращивались в оранжерее в Абрамцево. До сих пор в музее сохранились предметы, изображённые на заднем фоне картины. Вера Саввишна выросла очень красивой женщиной, её обожали все друзья Саввы Ивановича. Но судьба её оказалась довольно трагичной: в возрасте 32 лет она умерла от воспаления лёгких, оставив мужа и маленьких детей.
Кабинет Мамонтова:
А это та самая "девочка с персиками" Вера Саввишна уже в более зрелом возрасте (работа Мамонтова):
Печь Врубеля. Полежать на ней позволялось детям за хорошее поведение:
Картины Остроухова, написанные в Абрамцево:
Картины Поленова, написанные в Абрамцево:
Эскизы Васнецова:
Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передаёт усадебный дом в распоряжение больных крестьян. Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Всё необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.
Занимаясь просветительской деятельностью, Е.Г.Мамонтова затем открыла при школе учебную столярную мастерскую, художественным руководителем которой становится Е.Д.Поленова. В 1885 году мастерская будет преобразована в художественную. С этого времени, используя мотивы народного искусства, в учебной столярной мастерской стали создавать декоративно оформленную мебель. На обучение ежегодно поступали мальчики из окрестных сёл. И число их было немалым. Обучение было бесплатным, продолжалось три года, после чего каждый выпускник получал в подарок верстак и набор инструментов. А абрамцевская резьба в итоге не только вошла в моду, но и получала призы на международных выставках.
С этой мастерской и начинается история Абрамцевского художественного училища имени В.М.Васнецова. И сейчас в городе Хотьково (что рядом с Абрамцевым) функционирует художественно-промышленный колледж, где развивают не только резьбу по дереву, но и керамику.
Мебель в этой комнате изготовлена абрамцевскими мастерами:
Красная гостиная с портретами Мамонтовых:
Столовая. На мольберте копия Серова (оригинал в Третьяковке):
«1899-й год оказывается трагичным для деревни и её гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорён. У них остаётся только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает». (здесь)
«Правд» всегда несколько. Музейный гид и вовсе умалчивает об этом периоде. А было так.
Тогда тоже случалось, что «старых» жён меняли на «новых».
Современности нынешней имя Любатович уже давно ничего не говорит, а между тем некогда она - не то чтобы «гремела», но занимала собою «всю Москву». Влюбленность Мамонтова в Любатович была главною причиною возникновения в Москве пресловутой Мамонтовской оперы. А, между тем, А.В. Амфитеатров так говорил о ней: «Я знал Мамонтова хорошо и признаюсь, для меня так и осталось загадкою увлечение столь необычайно прозорливого знатока во всех отраслях искусства Татьяной Любатович - не как женщиною (здесь о вкусах не спорят), а как артисткою.
Как бы там ни было, но Савва Мамонтов влюбился без памяти, и ради Любатович оставил жену.
Однако, пока Савва Иванович ел тюремную баланду, любовница от него ушла. Лицедейка распродала костюмы и декорации, присвоив себе десятки тысяч рублей. А «старая» жена тем временем хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала его после освобождения.
«Богатых людей в России было не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные ВУЗы... Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет по "блату", и работу Савва получил по протекции, но разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства "мажоров" и нувориш. Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме... Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни». (Алексей Рудевич)
Репортёр Амфитеатров писал: «Мы, люди искусства, должны Мамонтову заживо памятник поставить. Миллионер, железнодорожник и, кругом, артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет, Цукки танцы показывал, Шаляпина открыл и на ноги поставил, Васнецова в люди вывел, Косте Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным».
Но восхищались «Саввой великолепным» (Мамонтов очень любил, когда его называли по аналогии со знаменитым флорентийским меценатом эпохи Ренессанса Лоренцо Медичи) далеко не все. Чехов, например, относился к нему пренебрежительно: «Тип старых бар, заводивших с жиру «собственные» театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова, и вы убедитесь в целости типа». Известно также высказывание художника Бенуа о том, что Мамонтов «хоть и грандиозен и почтенен, но весьма безвкусен и опасен». И тот же самый Бенуа писал о Мамонтове, что он «промышленник по профессии, но художник в душе».
Позднее о Мамонтове уже писали: «Пустота в голове и упадок в характере».
Но всё неоднозначно, «правд» всегда несколько.
Мамонтов создал Московскую частную оперу, в которой пел, в том числе, и Шаляпин. Станиславский, представьте себе, был его учеником, приглашая Мамонтова на генеральную репетицию, писал: «Вас же, как театрального человека, понимающего разницу между репетицией и спектаклем, как знатока русской старины и большого художника — мы бы были очень рады видеть на репетиции: помогите нам исправить те ошибки, которые неизбежно вкрались в столь сложную постановку, какой является «Царь Федор». Через 10 лет великий актёр и режиссёр назовет Савву Ивановича своим учителем эстетики.
Неоднозначная личность, из тех, кого и в детстве, и в юности назвали бы в наше время разгильдяем и шалопаем. Неудачливый бизнесмен, промотавший своё состояние ради искусства. Тем не менее, сделавший для искусства столько, что достойн того, чтобы остаться в памяти потомков.
После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики — всего около 2000 экспонатов. Всеволод Савич Мамонтов стал первым директором Абрамцевского музея.
Внук Саввы Мамонтова в 1918 году уехал из России и жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), а своего сына в память о деде назвал Саввой. Савва II тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, но в меценатстве замечен не был.
В 1918 году усадьба была национализирована. На её территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична.
В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР «О преобразовании музея-усадьбы, Абрамцево» в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Есть серия более подробных и интересных постов об Абрамцево и его жителях:
http://kraevushka.livejournal.com/585233.html
http://kraevushka.livejournal.com/585617.html
http://kraevushka.livejournal.com/589654.html