Сколько уже копий сломано в спорах о Москве и москвичах! Бесконечное множество мнений и ракурсов. И говорить о ней можно бесконечно.
И вот я хочу добавить свои «три копейки». Как бы сейчас не отнеслись к моему заявлению, я скажу, что я коренная москвичка. И я хочу сказать несколько слов о своём городе.
Начну с того, что я люблю свой город, хотя и вполне отдаю себе отчёт в том, что этот город очень непрост. Первым делом на ум приходит знаменитая фраза из известного фильма, перефразируя - «Москва – город контрастов».:)
Если присмотреться, то между Ferrari, Maserati и Bentley можно разглядеть памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову. И в этой нелепице отразилась вся Москва.
Когда мы рассуждаем о Москве, надо понимать, что это громадный мегаполис, и живёт город по законам мегаполиса. Нельзя закрывать глаза на тысячи экономических, политических, географических, этнографических, экологических и прочих причин, делающий этот город вместе с его обитателями совершенно отличным ото всех остальных.
Это не туман, это смог с высоты 383 метра (смотровая площадка Останскинской телебашни):
Мозг жителей заполнен помимо всего прочего ещё и мегабайтами специфической информации:
Где сделать пересадку в метро, чтобы попасть со станции «Беляево» на «Динамо»?
Как проехать из Бирюлёво в Митино?
В какой вагон лучше зайти на Театральной, чтобы можно было «поймать» свободное место?
Где встать на платформе в ожидании поезда, чтобы оказаться у дверей вагона?
Тем, кто за рулём, ничуть не лучше пеших, ориентироваться в улицах громадного города совсем не просто. Надо учитывать ещё и то, что, к примеру, во вторник на дорогу надо «закладывать» гораздо больше времени, чем в понедельник, потому что во вторник город стоит в пробках.
Люди старшего, советского, поколения ещё иногда и «тормозят» в названиях улиц и станций, массово переименованных в начале 90-х.
Однажды я стояла на платформе станции Театральная, долго не было поезда. Рядом совсем молоденькая пара, парень с девушкой, пытались по дырочкам в стене определить, как же называлась эта станция раньше. Какие только варианты они не перебрали. Я обратилась к ним: «Ребят, раньше это была Площадь Свердлова». Парень обрадовался несказанно: «Вот спасибо Вам! А я думал, у меня мозг закипит! Сейчас я Вам место займу». Зашли в вагон, парень тут же рванул к первому освободившемуся месту и закрыл его грудью: «Здесь сядет моя мама!» Улыбнуло.
Мы часто не знаем своих соседей и редко видимся с родственниками, потому что они живут на другом конце города, и дорога к ним в гости занимает больше часа. Мы ругаем давку и духоту в транспорте. А гостей столицы поражают её масштабы.
Один знакомый, проживший несколько лет в Москве, писал в своём блоге: «Жить в Москве не только тяжело, но и противно». Ни в одной его записи я не увидела ни единого слова благодарности к этому городу, который на самом деле дал ему очень многое. Я не понимаю такой позиции. С таким же успехом можно жениться на дочери олигарха, ненавидеть её, рассказывать за её спиной друзьям гнусности о ней, и пользоваться всеми преимуществами «олигархического» положения. Либо «ешь» молча, либо «голодай» и получи право голоса. В любом случае уважение и благодарность ещё никто не отменял. Я так думаю.
В этом городе среди 15 миллионов можно быть очень одиноким, и можно попасть в пробку ночью. Здесь не приветствуется душевный стриптиз, но вас всегда поймут, если вы скажете: «Мне плохо». Город строг в своих суждениях и недоверчив. Он и в самом деле многолик. Он может быть очень жёстким и очень тёплым. Для кого-то Москва – это магазины и торговые центры, для кого-то это рестораны и ночные клубы, для кого-то – бульвары, парки, музеи и театры, для кого-то – просто место, где можно заработать…. а можно сделать пересадку. Здесь каждый находит своё, кто блеск, кто нищету, кто одиночество, кто любовь, кто место для того, чтобы жить, а кто-то трамплин...
Улицы отличаются характерами, так, как, например, номенклатурный Кутузовский проспект отличается от Тверской, которая как была, так и осталась купеческой. Каждый парк имеет свою особенную ауру.
Однажды я показывала СВОЮ Москву гостю из Мурманска. Мы гуляли по осколку старой патриархальной Москвы, заглядывали в старые московские дворики, шли по бульварам. Он сказал: «Знаешь, я много раз бывал в Москве. Но я никогда не видел и не знал её ТАКОЙ».
К «стене плача» (так я окрестила её про себя) на Дизайн-заводе Flakon я шла с твёрдым намерением написать, чего же я хочу от жизни. А подойдя вплотную к ответу на этот вопрос, остановилась, то, о чём я думала раньше, оказалось мелко и несущественно. Так и ушла не оставив записи, позже поняла, что кто-то там за меня уже ответил: «Жить!»
Невозможно показать Москву десятком фотографий. Но я предлагаю совершить небольшую прогулку вместе со мной по городу, чтобы почувствовать то же, что чувствую я, «пощупать» его атмосферу.